На рубеже XIX-XX веков Оренбург становился крупным торгово-экономическим центром. Здесь работали многочисленные мельницы, элеваторы, кузнечные мастерские и кожевенные предприятия. С утра и до вечера шла бойкая торговля на Гостином дворе и других городских площадях, была основана Оренбургская биржа. Действовали крупные военные и гражданские учебные заведения, открывались новые церкви и мечети, а также новомодные тогда кинематографы.
С началом века построены и введены в эксплуатацию Оренбург-Ташкентская (1904г.) и Оренбург-Орская (1914г) железная дорога. Это стало новым толчком в развитии промышленности города. В том числе, привело к основанию Главных железнодорожных мастерских (ныне Тепловозоремонтный завод). А также стихийному "временному поселению рабочих при дороге" - Нахаловке (ныне Красный городок).
Вообще, с началом ХХ века Оренбург захлестнула волна переселенцев, развернулось широкое строительство. Вместо старых домишек появлялись роскошные каменные особняки в три-четыре этажа в модном тогда стиле модерн (1900-1910гг) и неоклассицизм (1910-1920гг), сильно расстраивались окраины. Город заметно преображался и увеличивался в размерах, благосостояние Оренбурга в то время сильно возрастало.
Но, к сожалению, ход общественных дел сильно затормозила начавшаяся мировая война, а также социально-экономические изменения после событий 1917 года. Главной задачей советского градостроительства было уничтожение сильного контраста между жилищами богатых и бедных слоев населения. Тогда началось переселение людей с окраин в бывшие купеческие многоэтажные каменные дома, создание "коммуналок".
Но здесь город столкнулся с другой проблемой: переехавшие семьи пытались всячески увеличить свою жилплощадь, а потому роскошные здания обрастали деревянными временными пристройками и надстройками, что стремительно ухудшало привлекательность центральной части Оренбурга. Сюда пришли убожество и антисанитария. В добавок к этому в 1930х гг снесли или изуродовали все религиозные здания в центре города.
С началом индустриализации Оренбург стал рассматриваться как придаток к заводам. Особенно много промышленных (эвакуированных) предприятий здесь появилось с началом Великой Отечественной Войны. Тогда же в центре Чкалова (название Оренбурга в 1938-1957гг) появились госпитали и другие тыловые учреждения. В зоне горы Маяк, где ранее располагались городские дачи, были основаны "вредные" предприятия и карьеры. Сейчас горы уже не существует.
Интересно высказывание бывшего мэра Оренбурга Ю.Н.Мищерякова:
"В один ненастный день, прямо как в сказке, все наши огромные заводы остановились. Вдруг оказалось, что по большому счету никому они не нужны. Что же произошло? Произошла очередная научно-техническая революция, а мы ее проспали. Передовые страны вступили в постиндустриальную эру. Акцент сместился с производства средств производства на производство товаров и услуг. Затем на производство наукоемких и информационных технологий, то есть, по сути, на производство идей. Теперь уже ясно, что часть наших заводов уже никогда не поднимется. Не надо себя обманывать."
Послевоенные годы характеризуются расцветом "сталинского классицизма". В эти годы в городе создано множество интересных зданий, являющихся украшением Оренбурга и по сей день. С конца 1960х гг, когда было открыто крупное газоконденсатное месторождение близ города, развернулось масштабное промышленное и гражданское строительство.
Сейчас в городе интенсивно ведется реконструкция исторических зданий и создаются новые просторные микрорайоны с разработанной инфраструктурой. Во дворах есть место и для больших детских площадок, и для автомобилей жителей новостроек. Широкие улицы, новые детсады и школы, а не только магазины. Очень приятный и красивый город!
Вместо заключения: прогулка по Парку им.М.В.Фрунзе
Есть в Оренбурге еще одно удивительное место - музей техники под открытым небом. Отличное место для прогулок с патриорическим уклоном. Идти сюда лучше со знающим, разбирающимся человеком. Мне повезло в этом плане!
А на сегодня пока всё. Если вам понравилась статья - ставьте лайк, подписывайтесь на канал и пойдём дальше - в лаптях по мостовой.