Фильм "Красные башмачки" я собиралась посмотреть ну оооочень с давних пор. Наверно, со времен отвратительного "Черного лебедя".
Ну и наконец - галочка напротив "Лучший фильм про балет" поставлена. Как оказалось, зря я тянула, фильм абсолютно заслуживает всех дифирамбов в свой адрес.
Итак. Лондон, 1948 год. Гастроли знаменитого импрессарио Бориса Лермонтова (Антон Волбрук) и его труппы. Событие настолько значимое в английской культур-мультур жизни, что фильм начинается с того, что толпа ломится на галерку занять места получше - они БУКВАЛЬНО готовы затоптать друг друга. Кстати, недавно то же самое творилось в Лондоне на финале ЧЕ по футболу - видимо, английская традиция. (то ли дело наши цивилизованные очереди на Щелкунчика)
В ложе восседают более именитые, но столь же восхищенные, зрители. Среди них леди Кто-то там и ее прелестная рыжеволосая племянница Виктория (Мойра Ширер) . Виктория сама танцовщица, и ее тетушка пытается воспользоваться положением: на приеме после представления добиться у мсье Лермонтова прослушивания.
А тот... Ну слушайте, это потрясающе. Мусье ЛермонтОФФ курощает заносчивых англичан мастерски - он умен, он высокомерен, он загадочен, он открыто дает понять, что англичане (особенно глупые, приставучие леди со своими бездарными племянницами) для него существа низшего порядка. И леди такое обращение нравится! Она просто в восторге. "Какой очаровательный грубиян!" - восклицает она с затуманенными глазами. Как говорится, Петрову и Баширову на заметку.
Виктория, понимая, что на стройную фигуру Лермонтов клюнет скорее, чем на престарелую тетку, сама заводит с ним разговор - и маэстро таки приглашает ее.
Тем временем, до белого тела импрессарио отчаянно пытается добраться еще один соискатель, начинающий композитор Джулиан Крастер (Мариус Горинг) - и ему тоже везет. Напившись чая из самовара, Борис становится чрезвычайно великодушен.
Пополнив труппу двумя новобранцами, Лермонтов и ко отправляются дальше на гастроли.
Труппа у него русская, причем клюквенно русская. Экзальтированная прима, властный дирижер, истеричные танцовщики и милейший дед, художник-постановщик. Один из танцоров кстати поразительно похож на Гаркалина из Ширли-Мырли, так что мне эта клюква показалась не кислой, а скорее приятной.
Люди они своеобразные, но в отличии от трэшового "Черного лебедя", не интриги стоят во главе угла, а ИСКУССТВО. Они живут балетом. Вернее, по выражению Лермонтова, балет для них - религия. А они служители.
Разумеется, в истинном религиозном чувстве нет места мелочной зависти - и, к примеру, конфликт дирижера и Крастера, заканчивается дружбой, сотрудничеством и восхищением.
Хотя наш любимый токсичный русский стиль управления тоже на месте:
-К какому числу нужно сделать оркестровку?
-Вчера!
или
Да что ты машешь руками, как ворона, и скачешь, как цирковая лошадь!
Но зато когда становишься "своей", можно получить и комплимент.
Ты танцевала вчера не плохо. Конечно, не хорошо, но и не плохо.
Вскоре Лермонтову приходит в голову идея новой постановки - "Красные башмачки" по Андерсону. И он готов дать новичкам шанс - Крастер пишет музыку, а Виктории отдается заглавная партия.
Сюжет сказки "Красные башмачки" прост и ужасен: девушка видит на ярмарке торговца с очаровательными красными туфельками. Башмачник дарит ей их, и от радости она танцует, танцует, танцует... Праздник заканчивается, ночь сменяет день, осень сменяет лето, но девушка не может остановиться...
"Она устала, но красные башмачки никогда не устают. Жизнь пролетает, но башмачки неутомимы"
По Андерсону, от башмачков можно избавиться только лишившись ног (на что девушка и соглашается), в балете Лермонтова избавление приносит только смерть.
Смысл страшной сказки Андерсона раньше ускользал от меня, но в этом фильме все очевидно. Красные башмачки - это талант. И неистребимое желание, даже жажда, делиться этим талантом, показывать его. Нельзя просто так положить "красные башмачки" в шкафчик, выключить их, как мы выключаем наши рабочие компьютеры в 18.00. Не возможно.
И самое главное... Не всегда именно Бог дает талант. Башмачник в сказке - определенно Дьявол.
И так как образ Башмачника в балете сливается с образом Бориса Лермонтова... Мне показалось, что... Антон Волбрук, конечно, не Воланд, но очень-очень близок.
(Вообще забавно, что у нас Воланд - немец, а у англосаксов - русский. Хотя Волбрук тоже немец... )
Лермонтову кажется, что он не ошибся. Красные башмачки впору той, кого он выбрал. Она ГОТОВА их носить. Он обещает Виктории сделать ее лучшей танцовщицей в мире, и та соглашается, присягает ему на верность. Но цена в том, что нужно служить только балету. Только балету.
Тем временем, Лермонтов, как муж в анекдоте, узнает последним то, что уже знает вся труппа - у Виктории и Джулиана все это время был роман.
Не то чтобы у Лермонтова имелись на нее виды как на женщину. Но это ЕГО арт-объект, ЕГО кусок мрамора, ЕГО собственность... Для Лермонтова служебный роман вовсе не так безобиден, как оценивают ситуацию его друзья. Это предательство - причем от неблагодарных, от тех, кто обязан ему успехом.
Он выгоняет Джулиана из труппы и ставит Викторию перед выбором.
Что было дальше я напишу в комментариях (не читайте, если хотите посмотреть).
А сейчас о самом фильме.
Майкл Паувелл и Эмерик Прессбургер создали шедевр. Это определенно один из самых визуально красивых фильмов, что мне приходилось видеть. (Хотя Техниколор - это всегда восхитительно)
Конечно, любителям драмы тут нечем особо поживиться - персонажи архетипы, авторы и не пытались создать из них "реальных людей", и конфликт тут на уровне более высоком, чем межличностные отношения. Однако же, зрелище и идея завораживают, Антон Волбрук сыграл превосходно,а балерина Мойра Ширер не только прекрасно танцует, но и неплохая актриса.
Мариус Горинг мне совершенно не нравится внешне, и "поздновато начинает" для начинающего композитора, но в сценах за дирижерским пультом он очень хорош.