Найти в Дзене
Шкатулка с историями

Только так англичанин зауважает русского

Фильм "Красные башмачки" я собиралась посмотреть ну оооочень с давних пор. Наверно, со времен отвратительного "Черного лебедя". Ну и наконец - галочка напротив "Лучший фильм про балет" поставлена. Как оказалось, зря я тянула, фильм абсолютно заслуживает всех дифирамбов в свой адрес. Итак. Лондон, 1948 год. Гастроли знаменитого импрессарио Бориса Лермонтова (Антон Волбрук) и его труппы. Событие настолько значимое в английской культур-мультур жизни, что фильм начинается с того, что толпа ломится на галерку занять места получше - они БУКВАЛЬНО готовы затоптать друг друга. Кстати, недавно то же самое творилось в Лондоне на финале ЧЕ по футболу - видимо, английская традиция. (то ли дело наши цивилизованные очереди на Щелкунчика) В ложе восседают более именитые, но столь же восхищенные, зрители. Среди них леди Кто-то там и ее прелестная рыжеволосая племянница Виктория (Мойра Ширер) . Виктория сама танцовщица, и ее тетушка пытается воспользоваться положением: на приеме после представления

Фильм "Красные башмачки" я собиралась посмотреть ну оооочень с давних пор. Наверно, со времен отвратительного "Черного лебедя".

Ну и наконец - галочка напротив "Лучший фильм про балет" поставлена. Как оказалось, зря я тянула, фильм абсолютно заслуживает всех дифирамбов в свой адрес.

Итак. Лондон, 1948 год. Гастроли знаменитого импрессарио Бориса Лермонтова (Антон Волбрук) и его труппы. Событие настолько значимое в английской культур-мультур жизни, что фильм начинается с того, что толпа ломится на галерку занять места получше - они БУКВАЛЬНО готовы затоптать друг друга. Кстати, недавно то же самое творилось в Лондоне на финале ЧЕ по футболу - видимо, английская традиция. (то ли дело наши цивилизованные очереди на Щелкунчика)

-2

В ложе восседают более именитые, но столь же восхищенные, зрители. Среди них леди Кто-то там и ее прелестная рыжеволосая племянница Виктория (Мойра Ширер) . Виктория сама танцовщица, и ее тетушка пытается воспользоваться положением: на приеме после представления добиться у мсье Лермонтова прослушивания.

-3

А тот... Ну слушайте, это потрясающе. Мусье ЛермонтОФФ курощает заносчивых англичан мастерски - он умен, он высокомерен, он загадочен, он открыто дает понять, что англичане (особенно глупые, приставучие леди со своими бездарными племянницами) для него существа низшего порядка. И леди такое обращение нравится! Она просто в восторге. "Какой очаровательный грубиян!" - восклицает она с затуманенными глазами. Как говорится, Петрову и Баширову на заметку.

-4

Виктория, понимая, что на стройную фигуру Лермонтов клюнет скорее, чем на престарелую тетку, сама заводит с ним разговор - и маэстро таки приглашает ее.

-5

Тем временем, до белого тела импрессарио отчаянно пытается добраться еще один соискатель, начинающий композитор Джулиан Крастер (Мариус Горинг) - и ему тоже везет. Напившись чая из самовара, Борис становится чрезвычайно великодушен.

-6

Пополнив труппу двумя новобранцами, Лермонтов и ко отправляются дальше на гастроли.

Труппа у него русская, причем клюквенно русская. Экзальтированная прима, властный дирижер, истеричные танцовщики и милейший дед, художник-постановщик. Один из танцоров кстати поразительно похож на Гаркалина из Ширли-Мырли, так что мне эта клюква показалась не кислой, а скорее приятной.

-7

Люди они своеобразные, но в отличии от трэшового "Черного лебедя", не интриги стоят во главе угла, а ИСКУССТВО. Они живут балетом. Вернее, по выражению Лермонтова, балет для них - религия. А они служители.

-8

Разумеется, в истинном религиозном чувстве нет места мелочной зависти - и, к примеру, конфликт дирижера и Крастера, заканчивается дружбой, сотрудничеством и восхищением.

Хотя наш любимый токсичный русский стиль управления тоже на месте:

-К какому числу нужно сделать оркестровку?
-Вчера!

или

Да что ты машешь руками, как ворона, и скачешь, как цирковая лошадь!

Но зато когда становишься "своей", можно получить и комплимент.

Ты танцевала вчера не плохо. Конечно, не хорошо, но и не плохо.
-9

Вскоре Лермонтову приходит в голову идея новой постановки - "Красные башмачки" по Андерсону. И он готов дать новичкам шанс - Крастер пишет музыку, а Виктории отдается заглавная партия.

-10

Сюжет сказки "Красные башмачки" прост и ужасен: девушка видит на ярмарке торговца с очаровательными красными туфельками. Башмачник дарит ей их, и от радости она танцует, танцует, танцует... Праздник заканчивается, ночь сменяет день, осень сменяет лето, но девушка не может остановиться...

-11

"Она устала, но красные башмачки никогда не устают. Жизнь пролетает, но башмачки неутомимы"

По Андерсону, от башмачков можно избавиться только лишившись ног (на что девушка и соглашается), в балете Лермонтова избавление приносит только смерть.

-12

Смысл страшной сказки Андерсона раньше ускользал от меня, но в этом фильме все очевидно. Красные башмачки - это талант. И неистребимое желание, даже жажда, делиться этим талантом, показывать его. Нельзя просто так положить "красные башмачки" в шкафчик, выключить их, как мы выключаем наши рабочие компьютеры в 18.00. Не возможно.

И самое главное... Не всегда именно Бог дает талант. Башмачник в сказке - определенно Дьявол.

-13

И так как образ Башмачника в балете сливается с образом Бориса Лермонтова... Мне показалось, что... Антон Волбрук, конечно, не Воланд, но очень-очень близок.

-14

(Вообще забавно, что у нас Воланд - немец, а у англосаксов - русский. Хотя Волбрук тоже немец... )

Лермонтову кажется, что он не ошибся. Красные башмачки впору той, кого он выбрал. Она ГОТОВА их носить. Он обещает Виктории сделать ее лучшей танцовщицей в мире, и та соглашается, присягает ему на верность. Но цена в том, что нужно служить только балету. Только балету.

-15

Тем временем, Лермонтов, как муж в анекдоте, узнает последним то, что уже знает вся труппа - у Виктории и Джулиана все это время был роман.

Не то чтобы у Лермонтова имелись на нее виды как на женщину. Но это ЕГО арт-объект, ЕГО кусок мрамора, ЕГО собственность... Для Лермонтова служебный роман вовсе не так безобиден, как оценивают ситуацию его друзья. Это предательство - причем от неблагодарных, от тех, кто обязан ему успехом.

-16

Он выгоняет Джулиана из труппы и ставит Викторию перед выбором.

Что было дальше я напишу в комментариях (не читайте, если хотите посмотреть).

А сейчас о самом фильме.

Майкл Паувелл и Эмерик Прессбургер создали шедевр. Это определенно один из самых визуально красивых фильмов, что мне приходилось видеть. (Хотя Техниколор - это всегда восхитительно)

-17

Конечно, любителям драмы тут нечем особо поживиться - персонажи архетипы, авторы и не пытались создать из них "реальных людей", и конфликт тут на уровне более высоком, чем межличностные отношения. Однако же, зрелище и идея завораживают, Антон Волбрук сыграл превосходно,а балерина Мойра Ширер не только прекрасно танцует, но и неплохая актриса.

-18

Мариус Горинг мне совершенно не нравится внешне, и "поздновато начинает" для начинающего композитора, но в сценах за дирижерским пультом он очень хорош.