Найти в Дзене
Аутизм и школа

За телефоны замолвите слово, или аутичный подросток с неразвитой речью и телефон.

Кто давно читает этот канал, знает, как в жизни Гриши появился телефон. А кто не знает, кратко: В 2022 году Гриша начал демонстрировать способность самостоятельно куда-то пойти... И тут логичным было примотать его цепями и запретить такие действия? Нет) Мне показалось логичным купить ему телефон, а себе ведро валерьянки. Телефон приобрели. А это первый разговор: Телефон это был обычный, кнопочный. Да, представляете, есть люди, которые не понимают ценности смартфона. Гриша. Раньше. И так с кнопочным телефоном Гриша прожил чуть меньше года, практически его не используя. Он плохо говорил. Не вёл диалогов. И больше никуда не уходил. Но телефон всегда носил с собой. Этому его именно учили. Выходя из дома, брать с собой телефон, проверять звук и батарейку. Пришёл 2023 год. И Гришу настигло мамино желание расширять свои границы и убегать из дома на неопределённый срок. Нет, просто было много дел вне дома. А необходимость Гришу таскать везде, в связи с невозможностью оставить его одного до

Кто давно читает этот канал, знает, как в жизни Гриши появился телефон. А кто не знает, кратко:

В 2022 году Гриша начал демонстрировать способность самостоятельно куда-то пойти...

И тут логичным было примотать его цепями и запретить такие действия? Нет) Мне показалось логичным купить ему телефон, а себе ведро валерьянки.

Телефон приобрели.

А это первый разговор:

Телефон это был обычный, кнопочный.

Да, представляете, есть люди, которые не понимают ценности смартфона. Гриша. Раньше.

И так с кнопочным телефоном Гриша прожил чуть меньше года, практически его не используя. Он плохо говорил. Не вёл диалогов. И больше никуда не уходил. Но телефон всегда носил с собой. Этому его именно учили. Выходя из дома, брать с собой телефон, проверять звук и батарейку.

Пришёл 2023 год. И Гришу настигло мамино желание расширять свои границы и убегать из дома на неопределённый срок. Нет, просто было много дел вне дома. А необходимость Гришу таскать везде, в связи с невозможностью оставить его одного дома, отпала. Он научился оставаться дома один, о чём я тоже писала))) И мы все вместе вздрагивали от ужаса и восторга.

Значит, оставаться дома один научился.

И вот тут на сцену вышел телефон.

Ну как вышел?.. Выполз, едва дыша.

Чтобы по телефону добиться какой-то информации, что надо делать?

Дай как подумаю...

Надо говорить. И не просто говорить, а вести диалог. То есть... слушать собеседника, которого к тому же ты и не видишь.

Но главное СЛУШАТЬ. И отвечать.

В процессе выяснилось... что, кажется, Гриша не понимал, что такое вопрос... Я не знаю, как это возможно, но он не понимал, что надо говорить свои слова на моё "Что ты делаешь?" Возможно, это как-то концептуально... Посмотреть на себя, понять, что я сейчас делаю (с тобой разговариваю) и ответить.
Да, в начале он говорил ТЕБЕ ЗВОНЮ. Потом говорил ТЕБЯ ЖДУ.
Что делал? ТЕБЯ ЖДАЛ.
В общем... диалоги были... с огоньком.

Да, всё это звучит более, чем странно. Вроде как Гриша же говорит. Но автор, то есть я, постоянно что-то там мычу про то, что он не говорит. Хотя все знают, что говорит)

Так вот. Произносить слова, долго нечленораздельно рассказывать что-то своё и вести диалог - вещи (как оказалось) разные... и не сильно прям связанные друг с другом.

Конечно, они связаны. Но... иногда кажется, что нет.

И вот февраль 2023 года. Разговоры с Гришей на уровне. - Мама... Мама... Мне нужна твоя помощь.

- Что случилось?

- ...

- Ты... хочешь...?

- Я закончил.

- ... Что? Что ты закончил?

- Я закончил.

- Молодец. А ты пообедал?

- Нет, я закончил.

...

А ты в это время за десятки километров... думаешь о разном. Гриша что-то закончил. Молодец.

---

В тот период я не придавала прям большого значения этой проблеме. Точнее, я не знала, как её решить. Тренировать звонки? Тренировала. Гриша молчал. Мычал. Отключал телефон.

---

Пришло лето 2023 года и необходимость нормально доносить свои мысли по телефону. Потому что кому-то же в голову ударила гениальная мысль... отпускать Гришу к бабушке одного... а потом... ещё и научить его туда ходить одного. А для этого однозначно нужен телефон и СЮРПРИЗ речь!!!!... Вот раньше не была нужна, а теперь, кровь из носу, понадобилась речь. И я не шучу... Жёсткая необходимость заставила мой мозг работать активнее.

Тут я воспользовалась идеями читателей и своей логикой и подумала, что, может, Грише будет легче разговаривать по видеосвязи. Может... он не может говорить с пустотой?

Для видеосвязи у Гриши появился первый в жизни личный смартфон.

Лирическое отступление)
Как вы думаете, что больше всего порадовало Гришу в смартфоне и, как следствие, какие приложения он установил на него?
Раз.
Два.
Три.
Гриша первым делом поставил поисковик (там был другой, он установил яндекс).
А вторым делом переводчик.
А первое, что он сказал, когда ему дали его смартфон: ТАЙМЕР.
Да... Кому что. А Грише таймер, поисковик и переводчик.
Он очень долго использовал мой старый смартфон как таймер.
Но продолжим.
И теперь каждое Гришино утро начинается с того, что он лезет в смартфон отключить будильник, а потом я слышу, как из его кровати доносятся английские слова... которые он переводит в переводчике.
Да... Человек просыпается и, не теряя ни минуты, лезет в переводчик.
Конец лирики.
Не конец.
Был момент, когда до него вдруг дошло... что он может бабушке показывать мультики из интернета. Я не знаю, что это было. Но он не знал, что в смартфонах есть интернет... как на компьютере.
Не спрашивайте меня, как так вышло. Я думала, он знает. Он видел, как я смотрю кино на смартфоне. Но... не связывал одно с другим?
Теперь конец.

Поисковик и переводчик - это отлично. Но нам были нужны разговоры по телефону.

А они были всё те же.

Да, нет, пока, мама.

Гриша, Гриша, стооооой!!!

Тишина.

Набираю снова.

-Гриша, я не закончила, не отключай телефон, пока я не услышишь ПОКА.

И так каждый раз.

---

Видеосвязь не особо помогала.

На фото пример, как мы это тренировали.

Гриша: - Никто не знает, когда она уже успокоится?
Гриша: - Никто не знает, когда она уже успокоится?

---

Далее у него возникла необходимость звонить мне по утрам от бабушки и сообщать, что он выходит. Это важно. Я же должна его встретить.

В начале вообще он звонил, чтобы я за ним пришла. А это было супер важно. Он боялся, что его там и оставят. Думаю, этот момент стал ключевым в том, что Гриша очнулся и начал пытаться донести свою мысль до меня. А мысль была такая: "Мама, ЗАБЕРИ меня отсюда!"

Но вернёмся к утренним звонкам сейчас.

Выглядит это так:

- Доброе утро, мама.

- Доброе утро, Гриша.

- Я одеваюсь.

Отключился.

---

Я просила его звонить мне по вечерам от бабушки, не звонит, забывает. Если звоню я, не отвечает. То ли не слышит, то ли что.

Румпель: - Мммм, какая штучка...
Румпель: - Мммм, какая штучка...

---

При этом, не взирая на все эти... сложности, всё же с момента, как он начал активно пользоваться телефоном (сентябрь 2023 года), всё же есть прогресс)))

Во-первых, он стал понятнее говорить (понятнее для всех, не только для нас).

Во-вторых, слушать собеседника хоть немного.

В-третьих, чаще поднимать трубку.

В-четвёртых, начал проявлять инициативу и звонит сам. То есть... телефон для него стал именно связью.

И последнее, он сам начал звонить бабушке... Без предварительного обсуждения со мной. Просто сам... Это вроде как в-четвёртых. Но не совсем. Он начал звонить сам не родителям, а бабушке. И у него теперь свои личные неизвестные нам отношения с ней))) Это первый человек в жизни Гриши, с которым он общается... сам, наедине, без контроля, если можно так выразиться. Но это другая история.

---

Вот такой неочевидный путь был пройден.

---

Что я могу сказать, посоветовать?

Если есть трудности с телефоном, то надо к этому процессу относиться как к ещё одной терапии...

Да. Задачи, разбитые на шаги, пути решения. И вперёд.

А не "ему не нужен телефон, поэтому у него его нет".

Телефон может стать очень хорошим средством для развития многих дефицитов аутичного человека, даже если он так и не научится по нему весело щебетать. Он будет учиться - это важно.

Но это опять... работа... а не просто поболтать.

Конец.

П.С. Как обычно. А стоило ли телефон раньше начать активно использовать?

Не знаю. Не думаю, что у Гриши были средства для этого. Как речевые, так и психологические.

В этом году произошли очень важные изменения прежде всего в его психике, которые сделали возможным желание... общаться (история для отдельной статьи). Для чего телефон и нужен. И он теперь осваивается, как средство.

Когда потребности общаться нет... очень сложно научить человека даже диалог вести. Просто объяснить ЗАЧЕМ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОС почти нереально.

А вот когда желание появилось, тогда да.

П.С. 2. Логичный вопрос: А можно ли сделать так, чтобы желание общаться появилось?

Нет.

Нельзя.

Никак.

Вообще.

Я пробовала.

И наблюдательный человек заметит, так у Гриши же появилось таки желание общаться, значит... кто-то это сделал.

Нет. Не думаю. Я думаю, что Гриша как гусеница ползёт по тропе типичного развития человека и дополз до логичного желания находиться среди себе подобных. И именно этот факт зародил в его мозгах желание общаться, а никак не... предприимчивые педагоги. Педагоги сделали всё, чтобы он развивался и доразвился хоть до чего-нибудь.

Ну вот он доразвивался... до потребности общаться. А телефон... только средство.

Смотрим на Гришу, который смотрит на себя.
Смотрим на Гришу, который смотрит на себя.