Что такое культура? В чем различие религиозного культа и религиозной культуры и на каком этапе культовые формы переходят в чисто культурные явления? Над этими и другими вопросами рассуждает выпускник Сретенской духовной академии.
Прежде чем говорить о религиозной культуре, необходимо разобраться с самим понятием "культура", откуда оно происходит и оно обозначает.
При этимологическом анализе слова «культура» нетрудно заметить, что в его корне лежит слово «культ». Слово «культ» в переводе с латинского (лат. cultus) означает «религиозное поклонение, почитание». Священник Павел Флоренский в своем курсе лекций «Философия культа», говорит о том, что культура – это нечто, отделяющиеся от культа[1], однако каким образом происходит отделение, он не говорит.
И, как кажется, это повод к тому, чтобы задуматься и немного порассуждать. В первую очередь, когда речь идет о культуре, сразу вспоминаются произведения искусства, живопись, поэзия, театр и т.п. Но если обратить свой взгляд в историческое прошлое, то можно поставить следующий вопрос: сможем ли мы найти какой-нибудь культурный феномен, который не произошел из культовой среды? И скорее всего, окажется, что нет.
Древние поэтические произведения воспевали богов, древние архитектурные сооружения, как правило, являлись сооружениями культовыми, танцы − являлись своего рода мистическим действом, посредством которого люди входили в общение с духами. Если взять слово театр, то это слово содержит в себе корень θεός – бог. В театре человек через вхождение или лучше сказать через вживание в роль пытался войти в общение с потусторонним миром. Древние художественные изображения также являлись религиозными по своему содержанию.
Таким образом, становится видно, что все культурно значимые феномены имеют своим источником культ. Однако и здесь встает вопрос, в чем же их различие, и на каком этапе культовые формы становятся только культурными явлениями?
Если в рамках культа все направлено на то, чтобы связать человека с духовным миром и существами, которые там обитают, то в рамках культуры человек замыкает все на себе. Он говорит себе: «Зачем я культовые средства обращаю только на бога, попробую-ка я их обратить на себя. Буду сочинять стихи про себя и про таких как я, буду рисовать себя и то, что вокруг меня и т.д.».
Таким образом, через взятие культовых средств и замыкание их на себе рождается культура, которая отделена от культа, и если центром культа является Бог и духовный мир, то центром культуры является человек, что говорит о том, что вся культура является антропоцентричной.
Теперь, говоря собственно о религиозной культуре, надо сказать, что под этим словосочетанием понимается совокупность знаний, средств и методов, связанных с той или иной религией, которые помогают человеку войти в духовный мир.
Также представляется, что это понятие выработано для отстраненного обозначения разных конфессий, где в совокупности представлены: понятия, нормы, чувства и заповеди, которые наполняются конкретным вероучительным содержанием.
выпускник СДА Алексей Майоров
***
[1] Павел Флоренский свящ. «Философия культа». Курс лекций. М.: 2004. – С. 254.
Источник: Sdamp.ru