Найти тему

Чтобы ей было также больно, как мне

Из одного из последних больших интервью Маргариты Грачевой в связи с выходом фильма. Какая же Маргарита красивая
Из одного из последних больших интервью Маргариты Грачевой в связи с выходом фильма. Какая же Маргарита красивая

Посмотрела новый сериал «Сама виновата?», снятый по истории трагедии Маргариты Грачёвой. В основе её книга «Счастлива без рук». Сама Маргарита принимала участие на всех этапах съёмки, чтобы сохранить максимальную достоверность. Известно, что она даже бывала на съёмочной площадке, корректировала сцены, самое активное участие приняла в той самой сцене в лесу.

Нахожусь под впечатлением от мысли о том, насколько похожи друг на друга истории такой неоправданной жестокости, когда преступник вменяет жертве наказание либо несоизмеримо большее, чем собственное страдание, либо вообще за какие-то свои фантомные обиды. Истории домашнего насилия в основном именно об этом. Как и истории особо жестокого школьного насилия. Ко мне такие истории тоже попадают. По некоторым я даже не имею права разглашать, что меня привлекли для анализа. Почти все случаи стрельбы или резни в школе именно об этом. А сколько таких случаев предотвращённых, о которых вы даже не узнаете никогда, потому что их нет и не будет в СМИ.

Тем, кто хочет разобраться в антологии неоправданной жестокости, понять, как это работает, очень рекомендую посмотреть сериал. И одно из последних интервью Грачёвой. Если хватит сил, прочесть её книгу. Параллели со случаями неоправданной жестокости детей в школах сложно не заметить (неоправданной жёсткостью я буду называть случаи, когда это спланированное преступление, не аффект, и когда жестокость в любом случае несоизмерима с уровнем ущерба, которую понёс агрессор, а порой даже нафантазировал). Вот лишь некоторые сходства.

Наказание жертвы за отвержение.

Грачёв по воспоминаниям Маргариты никогда не был ревнивцем. Произошёл какой-то сдвиг именно тогда, когда Маргарита попросила развод. Он не смирился с тем, что от него хотят уйти, что его отвергают. Это преступление - хотеть уйти? Нет. Для человека со здоровой психикой, для не акцентуированной личности. А для нарцисса? Он такое не может пережить. «Я хотел, чтобы ей было так же больно, как и мне», - сказал Грачёв. Как часто я слышу эту фразу. Как часто ко мне приходят мамы, которые жалуются на травлю детей, на то, что дочь или сын страдает, ему больно, а когда начинаешь разбираться в деталях, выясняется, что там нет травли, там есть неприязнь, нежелание общаться, но даже бойкота нет. Напомню, бойкот – это когда есть озвученный призыв не подходить, не общаться, отвергнуть, договорённости. Но ребёнку-нарциссу или ребёнку, которому не хватает безусловной любви и принятия дома (это две частые, но не единственные причины), больно даже от нежелания с ним общаться. Он реально страдает. Он оценивает поведение окружающих, как предательство и измену. Муж Грачёвой признавался, что он страдал. Он отправил всем своим близким сообщение о том, что не смог вынести предательства и измены. При этом как таковую измену так никто и не обнаружил (на суде была представлена переписка Маргариты с коллегой, в которой муж усмотрел возможность измены, также Маргарита под нажимом мужа до трагедии успела пройти полиграф).

Кадр из фильма, когда Маргариту везут в больницу
Кадр из фильма, когда Маргариту везут в больницу

Отсутствие осознания.

Грачёв, даже когда уже вовсю шли судебные заседания, был уверен, что отделается легко, он был искренне удивлён 14 годам строгого режима. По словам Грачёвой, он так и не признал, что сделал что-то не то. В фильме есть его цитата: «Я совершил тяжёлое преступление», но в книге Маргарита пишет, что он ни разу не сказал, что сожалеет. Часто актор неоправданной жестокости даже не скрывается, спокойно признаёт, что он сделал. Потому что не считает, что не имеет права, это сделать. Грачёв сам пришёл в полицию и сказал, что нанёс тяжкие увечья жене, у него изначально был такой план. Написал об этом всем близким. Галявиев написал о содеянном в паблике. Назвал людей биомассой. Это нередко, когда преступник спокойно сообщает: «Я убил» или «Я покалечил».

Обвинение жертвы как преступником, так и обществом.

Я была в шоке, когда просмотрела личную страницу Маргариты в соц сети. Там реально есть комментарии с вопросами про то, что же она «такое» должна была сделать, чтобы он настолько вышел из себя. Человеческому мозгу сложно осознать, что не всегда для этого надо что-то «такое» сделать. Мы яро бросаемся доказывать, изменяла или нет. Травили или нет. Вспоминаю громкие истории. Колмубайн. Казань. Даже я попадаю в эту ловушку. Свалиться в обсуждение не тяжести преступления, а того, что могло подвигнуть преступника. Это свойство нашего мозга, он пытается рационализировать то, что не имеет человеческого объяснения. Это неверно. С одной стороны, разбираться важно, чтобы скорректировать систему. С другой, сам вопрос «За что?» уже оправдывает агрессора, а это нельзя делать никак. Никакая измена, обида, никакие оскорбления не могут оправдать покушения на чужую жизнь. Просто нет и всё! Поясню на примере Клиболда (одного из колумбайнеров). У него были эпизоды травли. Травля была за пару лет до трагедии, но эксперты, составлявшие картину его депрессии посмертно, приняли это во внимание, как один из множества других факторов, способствовавших депрессии. Мы можем пожалеть его и посочувствовать ему в моменте травли, тому Клиболду, над которым потешалась школьная каста спортсменов. И при этом мы никак не можем ни сочувствовать, ни оправдать его по факту совершенного преступления. Мы жалеем того Клиболда 14-летнего, мы осуждаем Клиболда 16-летнего. Я уверена, что иначе просто не может быть. Оправдание Клиболда 16-летнего открывает неисчерпаемую воронку преступлений для всех остальных обиженных детей. Оправдание Грачёва возможной изменой открывает такую же воронку для всех обиженных супругов (любого пола, кстати).

Отказ жертве в нормальной жизни.

Ещё один шок у меня был, когда в комментариях я увидела, как люди осуждают Маргариту за то, что у неё был период красивых и смелых фотосессий. Ничего пошлого, ничего лишнего, максимум - боди. И за то, что уже в первые месяцы есть фото с улыбкой. «Что-то она не выглядит несчастной». «Что-то я не вижу шрамов и порезов». Знакомо? Как часто мы слышим это о жертвах тяжёлых преступлений. При этом я уверена, что, если бы жертва ходила и страдала, её всё равно бы осудили. Сказали бы: «Встань, тряпка, хватить нянчить свою травму!» или «Пиаритесь на своём горе! Манипулируете, чтобы заработать! Строите из себя несчастных!» У жертвы вообще есть какие-то шансы?

Из соц сетей Маргариты, она просто шикарная женщина
Из соц сетей Маргариты, она просто шикарная женщина

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.