" А у нас всегда так - мы никогда не знаем, что задано" - мама четвероклассника Кирилла спешит ответить на мой вопрос про домашнее задание по английскому в школе. Кирилл довольно улыбается. Видно, что ему совсем не стыдно, что мама за него задание узнаёт, это для него в порядке вещей. Мама вроде бы говорит это с недовольством, но при этом делает всё, чтобы Кирилл не проявлял никакой инициативы.
Я думала, что Кирилл - единственный ребёнок, при этом поздний, так как его маме около 50 лет. Обычно гиперопека проявляется именно в случаях с единственными детьми, особенно, когда ребёнок поздний. Но оказалось, что у Кирилла есть восемнадцатилетняя сестра и шестнадцатилетний брат.
Мама не только постоянно узнаёт задания для него, но и надевает ему шапку, застёгивает куртку, носит папку с книгами на занятие. Кирилл настолько привык ничего не делать сам, что раздевшись у меня в прихожей, не глядя идёт без пакета с книгами в комнату. Он про книжки даже не вспоминает. Они волшебным образом сами оказываются у него перед носом, когда мама достаёт их из пакета, кладёт перед ним и открывает учебник на нужной странице. А ещё Кирилл очень любит ныть. Я аккуратно пытаюсь донести до него, что он уже в 4 классе, и скоро никто с ним в школе нянчится не будет, договариваюсь с ним, что в следующий раз он сам запишет задание в тетрадь, но он неизменно начинает озираться по сторонам в поиске мамы, когда я спрашиваю, что прошли в школе. И вообще ведёт он себя как какой-то нытик-размазня.
Очевидно, что у мамы не произошла сепарация с сыном, она настолько не уверена в нём, как в самостоятельном человеке, что предпочитает делать всё за него. И вот это характерное "мы" - чёткое подтверждение этому. Как результат - Кирилл никогда ничего не знает, не может принять решение и сделать выбор без участия мамы. Ему всегда нужна какая-то поддержка, одобрение. Как-то он пришёл на занятие с сестрой и при каждом ответе сначала оглядывался на неё, как-бы ища поддержки и подтверждения, что ответ правильный. Он крайне неуверен в себе. А мать не даёт ему возможности стать самостоятельным, оберегая его от всевозможных трудностей и неудач.
Для мамы это лёгкий путь, так как чтобы передать ребёнку ответственность, необходимо рисковать: не проверишь портфель - ребёнок что-то забудет, не запишешь задание - получит "два" за невыполненную домашнюю работу. Отрицательный опыт необходим, он помогает стать самостоятельным и самому нести ответственность за свои поступки.
У меня есть двое учеников - девятиклассников, с родителями которых я не знакома. Ребята сами нашли меня, написали в мессенджерах и договорились о репетиторстве - готовятся к ОГЭ. Оплачивают занятия тоже сами - переводят со своих карт. То есть налицо полное доверие родителей к детям. Надо сказать, что оба ученика - девочка и мальчик - очень мотивированны. Учатся на отлично, очень обязательные. Причём часто остаются на выходные дома одни, когда родители уезжают на дачу. То есть родители спокойны насчёт того, чем занят подросток один в квартире, они доверяют своим детям. К слову, у меня была ученица, которую родители запирали на ключ в квартире на выходные, потому что ехать на дачу с ними она не хотела, а оставлять её одну без присмотра родители боялись, не доверяли ей, поэтому придумали такой вот не очень, на мой взгляд, безопасный способ обезопасить её и себя от каких-либо эксцессов. Мой собственный старший сын в 15 лет тоже отправлялся ночевать к бабушке каждые выходные, когда мы с мужем уезжали на дачу, после одной весёлой вечеринки с друзьями, которую устроил в нашей квартире в наше отсутствие.
У меня, кстати, и нет повода связываться с родителями этих двух учеников, так как дети абсолютно положительные, я все вопросы решаю непосредственно с ними. Видно, что с ранних лет ребята приучены самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. И, как следствие, это вполне уверенные в себе дети с чёткой жизненной позицией, знающие, что они хотят от жизни и к чему стремятся.
Помню, была у меня очень хорошая учительница по биологии в школе. Она жила со взрослым сыном, который часто приходил встречать её с работы. У него никогда не было семьи, он всегда жил с матерью. А спустя годы мы узнали, что эта учительница умерла, а сын не выдержал одиночества и покончил с собой на следующий день после похорон. Вот так проявилась гиперзависимость от родителя, взрослый ребёнок просто не умел и не смог жить один, самостоятельно, без постоянного контроля и направляющего его по жизни человека.