Найти тему

Вторая сигнальная система и художественный текст

Оглавление

Эта статья по теме воздействия текста на читателя. Согласитесь, сюжет, конечно, важен, но иногда даже при сравнительно простеньком сюжете текст может вызывать сильные эмоции и пробирать до мурашек. Какие приёмы используют авторы, чтобы добиться подобного эффекта? А может, дело не в каких-то хитрых приёмах, а в правильном, причём чаще интуитивном подборе слов? Ведь слово — это не просто носитель информации, его воздействие на человека намного глубже и сложнее.

Вторая сигнальная система: немного ликбеза

Мир, в котором существует человек, сложен и многообразен. Реальность воздействует на нас множеством звуков, красок, запахов, вкусов, тактильных ощущений. Лёгкий морозный ветер, холодящий щёки, запах свежевыпавшего снега, посвистывание синичек в голых ветках кустов и яркие огоньки снегирей — всё это сигналы реальности, которые с помощью органов чувств воспринимает наш мозг. И там в ответ на внешние воздействия возникают чувственные образы, они обрабатываются, осмысливаются, и пред нашим внутренним взором рождаются яркие картины — сенсорная реальность.

Об этих интересных процессах можно говорить долго, но сейчас для нас с вами важно то, что сигналы от внешних раздражителей, вызывающие отдельные ощущения и целые сенсорные картины, не единственные, воздействующие на наш мозг. В своё время русский психофизиолог И. П. Павлов внешние раздражители назвал сигналами первой сигнальной системы.

Но есть ещё и вторая система, сигналами-раздражителями в ней являются слова, способные также вызывать разнообразные, в том числе физиологические, реакции. Каждое слово — это не просто сочетание звуков, оно имеет значение, которое связывает звуки с внешними предметами, явлениями, действиями. Как у С. Маршака в «Кошкином доме»: «Вот это стул — на нем сидят, вот это стол — за ним едят».

-2

Значения слов и их связь с внешним миром мы усваиваем в раннем детстве, и у взрослого человека эта связь имеет уже условно-рефлекторный характер. (Кстати, слова, описывающие наш внутренний мир - эмоции, чувства, состояния души - тоже важны). И слова родного языка могут вызывать такие же яркие ощущения и реакции (даже физиологические), что и внешние раздражители. Правда, для этого у человека должно быть хорошее воображение, чтобы произнесённое слово, рождало в мозгу яркий, живой, реалистичный образ. Вот пример. Прочитайте текст внимательно, вдумчиво.

«Вы берёте в руку лимон — насыщенно-жёлтый, слегка холодящий ладонь гладкой кожурой. Острым ножом разрезаете лимон на две половинки, и ощущаете волну яркого цитрусового аромата. Вы берёте половинку лимона и кусаете от неё, ощущая, как кислый сок наполняет рот и стекает по руке тяжёлыми каплями».

Текст совсем небольшой, но, думаю, этого достаточно, чтобы понять, как работает вторая сигнальная система. Чисто физиологическую (совсем по Павлову) реакцию слюноотделения ощутили все, у кого хоть немного развито воображение, необходимое для того, чтобы в ответ на слова мозг создал чувственный образ.

Воздействия слова в тексте

Воздействие словом проходит два этапа. Сначала в ответ на знакомое сочетание звуков рождается образ, а потому уже этот образ узнаётся мозгом и возникает реакция, схожая с той, что появляется при восприятии реального объекта. Активизируются сенсорные центры, что приводит к определённым реакциям. Поэтому сила воздействие словом зависит от двух факторов:

  • во-первых, от яркости, живости созданного словами образа;
  • во-вторых, от силы воображения читателя.

Ну и, конечно, незнакомое или малознакомое слово не вызовет реакции, а будет восприниматься только на информационном уровне. Например, я не пробовала дуриан, не ощущала его запах и вкус, поэтому никакой реакции на его описание у меня не будет. Хотя я знаю, что у него плохой запах, но прекрасный вкус. Но это лишь абстрактные знания, которые не рождают в голове живой реалистичный образ.

-3

А лимон знаком всем. Можно было бы описание лимона заменить мини-рассказом о куске хорошо прожаренного мяса с луком и черным перцем в окружении золотистых ломтиков запечённой картошки и пары маленьких ароматных солёных огурчиков, что так аппетитно хрустят на зубах. Но мясо любят не все, а лимон реакцию слюноотделения вызывает у всех.

Это следует учитывать и в отношении художественных текстов. С помощью только слов и их сочетаний (предложений) у читателей можно вызвать сильные реакции, в том числе сенсорные: зрительные, тактильные, обонятельные, слуховые, вкусовые. Но для этого надо помнить несколько моментов.

  • Объекты, их сенсорные характеристики и действия, которые вы описываете, должны быть хорошо знакомы читателю, только тогда описания вызовут соответствующие ощущения.
  • Описания должны быть яркие и содержать сенсорные маркеры: оттенки ощущений в сочетании с указанием объекта (лимонный, кислый вкус; приторный ванильно-сладкий запах, рассветное небо, будто залитое малиновым киселём; ледяной холод, словно зимним утром вышел босиком на снег, и т. д.).
  • Не стоит злоупотреблять в тексте описаниями с сильными ощущениями, лучше, когда они сопровождают какие-то особенные ситуации. Иначе читатели будут чувствовать преувеличенность эмоций, их нарочитость и вычурность описаний.
  • Наиболее сильные ощущения производят те тексты, при создании которых авторы сами испытывали соответствующие ощущения: представляли описываемый звук, цвет, запах, чувствовали боль и наслаждение, горе и радость. В этом случае и на читателей эти описания будут воздействовать. То есть для писателя важен чувственный опыт.

-4

Чаще всего такие сенсорно воздействующие тексты пишут авторы, наделённые ярким образным мышлением. С одной стороны, это хорошо, а с другой — при красочности описаний часто страдает логика текста, реалистичность характеров героев и сюжет. Лучше у таких авторов получаются рассказы, небольшие зарисовки, эссе, этюды. Но образное мышление для творческого человека необходимо, а логическое вполне развивается.