Найти в Дзене
Noname Nomatter

Культурный обзор на лучший северокорейский фильм

Хон Гиль-дон (홍길동, 1986) Захотелось мне чего-нибудь необычного. Полистала свои сохранёнки и нашла ссылку на этот северокорейский фильм, вышедший в том же году, когда я родилась. Народный заступник Хон Гиль-дон в одиночку, в совершенстве владея приёмами тхэквондо и ловко действуя мечом, справляется со всей нечистью, что портила жизнь простым корейцам ещё в XVII веке. (с) Кинопоиск Для начала будет небольшой культурный контекст. Вообще, для корейцев и с той, и с другой стороны 38-ой параллели Хон Гиль-дон - это, практически, имя нарицательное. Его герой оформился в произведении «Сказ о Хон Гиль-доне», написанном примерно в конце XVI-начале XVII. Однако, вероятно, существовали и более ранние версии произведения, поэтому до сих пор ведутся споры относительно авторства. История рассказывает нам о сыне дворянина и его служанки. Так как ГильДон был рождён вторым сыном, да ещё и от женщины не из благородной семьи, он не мог получить того статуса, которого, как он считал, заслуживал. Однажды, н

Хон Гиль-дон (홍길동, 1986)

Захотелось мне чего-нибудь необычного. Полистала свои сохранёнки и нашла ссылку на этот северокорейский фильм, вышедший в том же году, когда я родилась.

Народный заступник Хон Гиль-дон в одиночку, в совершенстве владея приёмами тхэквондо и ловко действуя мечом, справляется со всей нечистью, что портила жизнь простым корейцам ещё в XVII веке.

(с) Кинопоиск

Для начала будет небольшой культурный контекст.

Вообще, для корейцев и с той, и с другой стороны 38-ой параллели Хон Гиль-дон - это, практически, имя нарицательное. Его герой оформился в произведении «Сказ о Хон Гиль-доне», написанном примерно в конце XVI-начале XVII. Однако, вероятно, существовали и более ранние версии произведения, поэтому до сих пор ведутся споры относительно авторства.

История рассказывает нам о сыне дворянина и его служанки. Так как ГильДон был рождён вторым сыном, да ещё и от женщины не из благородной семьи, он не мог получить того статуса, которого, как он считал, заслуживал. Однажды, на него даже организуют нападение (очевидно, чтобы избавиться от даже потенциального претендента на наследство), поэтому он покидает отцовский дом.

В своём путешествии он изучает различные виды единоборств, духовные практики и даже магию. А развив свои способности, становится лидером банды ХвальБинДан (т.е. Лига Помощи Обедневшим). Разбойные нападения его команда совершала на богачей и храмы - что роднит героя корейской сказки с Робином Гудом. Однако, когда «Лига Помощи Обедневшим» набрала слишком большую известность и ей заинтересовался король, ГильДону пришлось покинуть страну в поисках места, где твоё происхождение не будет иметь значения.

В странствиях он прибывает в страну Юль, где свергает короля и становится справедливым правителем, при котором все живут в равноправии и счастье. И сам тоже относится к своим сыновьям одинаково - не выделяя их по старшинству.

В общем, для своего времени это довольно интересная и даже прогрессивная история. Вполне возможно, что она выросла из народного творчества, как многие другие сказки, но оформилась, наверняка, в среде интеллигенции. Хотя авторство и оспаривается, до сих пор принято считать, что написал эту повесть Хо Гюн - поэт, писатель и политик эпохи Чосона, который отстаивал идеи равноправного общества в Корее.

А теперь к самому фильму. Интересно, что основная канва повествования соблюдена тут почти полностью и хотя кажется, что герой, выступающий за равноправие, «отобрать у богатых и раздать бедным» - вполне должен вписываться в северокорейскую пропаганду, на самом деле, фильм критикует важный аспект социальной политики партии. Дело в том, что в КНДР есть система социального деления - СонБун. Согласно этой системе, скажем так, начальная позиция человека в жизни определяется его происхождением.

Однако, по всей видимости, не смотря на это, фильм был принят хорошо не только в Северной Корее, но и во многих странах соц.содружества - в СССР, Польше, Болгарии и Чехии (где, как я случайно обнаружила, выходил под названием «Мститель с флейтой», что гугл-переводчик, почему-то перевёл как «Свисток мститель» =). До сих пор многие кинокритики считают «Хон Гиль-дон» лучшим фильмом КНДР. Не исключено, правда, что качество достигнуто благодаря влиянию Шин СанОка - южнокорейского режиссёра, похищенного северокорейцами.

И вот, после такого долгого предисловия, что же осталось сказать о фильме, с точки зрения его «смотрибельности» на мой взгляд. Конечно, к сожалению, фильм состарился и довольно плохо. Сегодняшнего зрителя не впечатлишь теми эффектами, которые применялись в кино почти 40 лет назад. История тоже не захватывающая дух. Не смотря на то, что главного героя играет звезда КНДР - Ли ЁнХо, его безусловно привлекательная внешность (могу поспорить, что он и сейчас легко стал бы айдолом в Южной Корее), не спасает стиль игры, принятый по тем временам - несколько наивный и театральный.

Отдельно хочу предупредить тех, у кого чувствительные уши - не знаю, с чем это связано, но как и во многих других фильмах тех лет, звуковая дорожка - это пытка. Мало того, что озвучка (оригинальная, корейская) не попадает в губы актёров настолько, что порой кажется, что на съёмках они просто рандомно двигали губами и ещё не знали текст. Так ещё и музыка всегда значительно громче диалогов, а во время драк наложены жуткие свистяще-визжащие высокие звуки, призванные изобразить скорость прыжков и ударов мечом.

В общем, считаю, что фильм можно посмотреть в качестве культурного обогащения или из какой-нибудь странной ностальгии, когда пересматривать культовое советское кино, классику Болливуда или китайских боевиков уже не хочется, а здесь можно увидеть «три-в-одном».

-6