Предисловие
Однажды мне посчастливилось поработать на одном весьма важном для Родины международном проекте. Дело было в Арктике, трудился я рядовым инспектором отдела контроля качества и строили мы огромный завод по добыче и переработке природного газа. Славные были деньки. Помню, что когда мне предложили войти в данные проект, я ни минуты не колебаясь оставил насиженное кресло руководителя технического отдела в одной из столичных компаний, и с радостью принял приглашение. Движили мной, как и всегда по жизни, живой интерес к изучаемой сфере, и кончено же романтика, влекшая в свое время молодых и амбициозных профессионалов или даже еще пока просто студентов испытать себя и причаститься к великому на БАМ, Саяно-Шушенскую ГЭС и другие величайшие инженерные проекты нашей Родины, да и не только нашей.
Да, в каком-то роде пришлось немного перешагнуть через свое карьеристское на тот момент эго и согласиться на запись в своей трудовой книжке о понижение в должности. В конце концов в Москве я возглавлял целый отдел инспекторов, а в Арктике вакансия была открыта только на специалиста. (сейчас смешно это вспоминать, но я действительно сильно переживал по этому поводу "наивный чукотский юноша"). Но помимо весьма значительного материального преимущества на новом месте, я, грезивший с детства великолепными, вдохновляющими на подвиги советскими картинами, такими как "Люди на мосту", "Высота", да и чего грех таить "Весна на Заречной улице"... я не мог устоять перед открывающейся возможностью испытать на себе нелегкие условия быта и работы, еще раз стать частью чего-то великого и почувствовать себя одним целым с массой единомышленников, в едином порыве укрощающих земные и техногенные стихии... А еще тоже самое эго решительно подмывало меня пополнить коллекцию уникальных инженерных проектов в своей практике. Но о них, может быть, расскажу в других статьях, сейчас речь о другом.
Свою работу там я находим увлекательнейшей. Область, в которой я трудился, весьма специфическая и узконаправленная сфера в строительстве. Имея все необходимые квалификации (в том числе и международного класса), но при этом относительно небогатый на тот момент опыт в этой сфере, я с большим энтузиазмом нарабатывал статистику и информационную базу в целом по своей специальности. Благо, спектр условий и задач на той стройке просто в изобилии был наполнен и нетипичными подходами к решению вопросов, и уникальными технологиями, до этого встречающимися только в книжках да в учебных пособиях, ну и конечно же бесценным опытом коллег по цеху, "сыном ошибок трубных". Все эти факторы довольно быстро подтянули меня в разряд матерых профи. Чего греха таить, я ужасно гордился своим, пусть и рядовым положением, а большая ответственность и нагрузки лишь приятно щекотали под ложечкой и еще больше подмывали на "трудовые подвиги"... В конце концов, главным достойным занятием человека я с детства считал его стремление стать профессионалом в своей области. И тогда я, наверное, максимально приблизился к этой своей мечте.
Но фильмы фильмами, а повседневная жизнь и обычное человеческое невежество (прости Господи) все же расставляют все на свои места, и максималистическая романтика, после нескольких первых месяцев слепого конфетно-букетного периода на новом месте, в повседневном трудовом быту начинает звучать лишь в лощеных до пафоса, но сбивчивых заученных речах инструкторов по техники безопасности, да в тирадах высокого руководства на общих собраниях.
Работа отдела контроля качества на больших предприятиях - весьма формализированное занятие. На все проверяемые аспекты в рамках рабочей документации имеются разработанные регламенты и технологические карты. Все рабочие мероприятия забиты в согласованные графики, и инициируются по заявкам. Звучит логично и правильно, если не брать в расчет традиционное авось и человеческий фактор. Я намеренно не добавляю авосЮ определение "русский", так как среди моих коллег были люди разнообразных национальностей практически со всего мира. И, поверьте, расп..здяй, он и в африке расп..здяй... (из ярких воспоминаний того периода: я был так расстроен и подавлен после диалога на ломанном английском с одним японским специалистом, уговаривающим меня принять покраску резервуара, которого еще даже монтаж не закончили... После всех этих возвышенных сцен из фильмов Куросавы было так неестественно слушать умоляющую речь этого потомка самураев (я до этого японцев не встречал, но был и остаюсь фанатом их культуры). Так вот, нет там никакой "высокой чести и достоинства"... во всяком случае у "нашего Ваньки" ее не меньше, а порой и поболее будет. Человек, с его ленью, дуростью и безответственностью, он, повторюсь, и в африке таковым является. Прочувствовать эту истину - один из основных моих катарсисов того времени. Как ни странно, в последствии это привело меня к бОльшему человеколюбию и снисхождению. Такой, по видимому, был урок).
Но я отвлекся). Так вот, собранные в одном "опен спейсе" инспектора по качеству различных областей и направлений в основном покорно ждали заявок на проведение инспекций от уставших за свою вахту прорабов и хитреньких, не всегда чистых на руку, начальников участков. Одни делали в этих заявках ошибки, другие искали эти ошибки, находили, объявляли о "курьезности информации" и общими усилиями переносили мероприятие на другое время, а там уже и обед, и смена кончается... ну, в общем, все мы знаем и представляем как это получается... А через несколько смен и вахте конец, "зачем грех на душу брать, пусть уже сменщик подпишет"... Окончательно сняв розовые очки, я все чаще стал замечать картину, как люди из моего отдела зачастую проводили свой рабочий день в офисе у компьютера с имеющимся, пусть и не ахти каким, но все же доступом в интернет с инстаграмчиком, контактиком и одноклассниками. Тут стоит оговориться, речь совсем не идет о повальном тунеядстве, кончено люди работали, стройка шла, завод строился и строился как нужно. Но толи это Север так влиял, толи вахтовая система работы, но такие вот ленивые деньки нет-нет проскальзывали у большого числа моих коллег. Особенно под конец своей вахты. Чего греха таить, "с волками жить, по волчьи выть", я и сам после полугода работы устраивал себе подобные выходные. Потому как имея за плечами серьезный опыт пребывания в воинских и трудовых коллективах, я прекрасно знал истину, так иронично и точно описанную Владимиром Высоцким в его песне "Случай на шахте". Не стоит выделяться, а уж тем более идти против коллектива, если нет планов на восстание))
И все бы ничего, сиди, выполняй свою работу, жди ЗП и межвахту... Но толи еще отголоски юношеского максимализма, то ли врожденное гипертрофированное чувство справедливости... Мне каждый раз становилось не по себе, при виде особенно молодых сверстников, светлых, еще не обветренных опытом ребят, впустую тративших себя и рабочее время уже деля квартальную премию на "алиэкспрессах" или лайкающих чьи-то знойные фоточки...
Совершенству нет предела, а применительно к строительному ремеслу и обязанности следить за качеством выполняемых работ, к высоте совершенства путь становится практически бесконечным, так как заветная звезда по мере развития технологий будет постоянно удаляться сладкой морковкой от пытливого лица соискателя... Да даже если применяемая технология "стара как мир", это совсем не значит, что дело это простое и плевое. Несмотря на огромную канву уже выпущенной нормативной документации, в практике встречается уйма нюансов и "особенностей местности", заставляющих порой колебаться даже самых умудренных специалистов. Не буду тут углубляться в конкретную специфику, постараюсь поверхностно донести суть.
Порассуждаю немного с высоты своей колокольни, а именно о специфике проведения контроля в области антикоррозионной защиты и промышленной покраски. Знаю, что описанные ниже нюансы и особенности в той или иной степени встречаются в большинстве существующих узконаправленных областях в строительном производстве.
Любой применяемый технологический процесс в производстве не снисходит к нам на каменных скрижалях. Нужно понимать, что в истоках это чья-то диссертация, что основной принцип описан в научном труде, а дойдя до практического применения он попутно "обрастает" всевозможной нормативной информацией, а в лучшем случае еще и анализом статистики применения на практике. Но не смотря на кажущуюся монументальность полученных из таких источников знаний, тем не менее, мне часто приходилось сталкиваться с такими, зачастую порой кажущимися одиозными методиками оценки, как визуальный осмотр, экстраполяция или тактильная оценка... Непосвященный тут может возразить: "Ну что тут непонятного?!". Да все понятно, и описано бывает очень даже доступно и логично.
Но давайте теперь представим себе ситуацию, где от Вашей подписи зависит: начинать ли следующий этап постройки нефтехранилища скажем на 100 тыс. м3 или отправлять подрядчика на порой многомиллионную "пересдачу"... Дело "нехитрое", Вам, помимо всего прочего, необходимо провести визуальный осмотр подготовленной поверхности обечаек (стенок резервуара) на наличие инородных вкраплений (некачественный абразив или недоученный/безалаберный оператор пескоструйной установки), установить отсутствие масляных пленок (зачастую несвоевременное обслуживание компрессора), убедиться в приемлемой засоленности подготовленной поверхности металла (тут вообще можно хоть на инопланетян пенять... причин может быть очень много). Вам еще и нужно оценить, допустим, степень шероховатости поверхности. Да да, не нужно тут ухмыляться, таких степеней только основных порядка 6 штук, а есть еще промежуточные, есть различия по классам... Вот и получается, что судьба задействованных на производстве рабочих, бюджет подрядной организации, а в конченом счете и прибыль самого предприятия зависит от того, как Вы накануне... постригли ногти у себя на пальцах. Потому как самым распространенным и "верным" в таких случаях является метод тактильной оценки поверхности, где Вы своим пытливым коготком под напряженные взгляды всех собравшихся скоблите сначала стенку резервуара, а затем деловито вынимаете из карамана инструмент с футуристическим названием "компаратор", представляющий из себя лист железа, по-разному отшлифованному с четырех секторов, царапаете теперь уже его, а затем сравниваешь ощущения...
Я не шучу. Если человек в мороз, обвешанный всевозможными страховочными сбруями карабкался по лестнице на 30-ти метровую высоту к входному отверстию, затем пробирался ползком по трубе внутрь резервуара, как думаете, кончики его пальцев будут по-прежнему таким же проворными и чувствительными, как и на курсах подготовки? Согласитесь, ситуация весьма спорная, а если учесть, что стоит на кану, то смех быстро сменяется паникой, а порой и самосаботажем. И подобных примеров уйма. Это только в фантастических фильмах герой сквозь огмент-очки смотрит на предмет и видит его молекулярную структуру. На практике ту же самую засоленность от замасленности поверхности мы по-прежнему различаем и определяем по "оттекам на белой ветоши"... ползя в трубе, в кромешной темноте и холоде... А промышленная покраска очень коварная вещь, сегодня ты подписал акт и сдал работы, а завтра объект вывели из эксплуатации завода после того, как выяснилось, что лакокрасочное покрытие потрескалось, слезло, забило своими ошметками технологическую линию и... ну в общем это много и много миллионные убытки. А вы в инстаграмчике пишите комплименты какой-нить знойной барышне... Тут дело может и до уголовной ответственности докатиться. Все это очень и очень серьезно..
И вот я медленно (возможно даже неприлично медленно, прошу за это прощения) подошел к сути предисловия. Беря во внимание канву спорных производственных решений, порой встречающихся в работе инспекторов, а также профессиональную обязанность данных специалистов постоянно совершенствовать свои знания и навыки (не просто же так полученные однажды корочки инспектора необходимо регулярно подтверждать на соответствующих аккредитациях), учитывая вообще общую специфику данной профессии, а также общечеловеческие факторы вовлеченности текущих поколений в электронную социальную среду... Вот я и подумал, а почему бы не совместить "инстаграмчики", учебные пособия, чужой полезный (и бесполезный) опыт, возможность "немного размазать личную ответственность" и еще несколько привлекательных аспектов, о которых поговорим далее. Почему бы не сыграть на человеческом эго и не направить всё это на благое дело? Звучит интересно?) Тогда ищите продолжение в следующей части этой статьи.