Найти в Дзене
Меня не обмануть!

Как уберечь подростков от мошенников? Чек-лист для родителей от психолога

Оглавление
фото Cherrydeck/unsplash
фото Cherrydeck/unsplash

Мошенники охотятся за молодежью. В последнее время все чаще в их сети начинают попадать дети и подростки. Да и статистика неумолима - жертвы кибераферистов молодеют. Как уберечь подрастающее поколение, чтобы не обманули мошенники?

Я уже писала о самых распространенных схемах, которые в 2023 году используют мошенники против молодежи. Сегодня публикую колонку специального психолога Анны Митрофановой. Почему дети становятся жертвами мошенников и как их защитить? Чек-лист советов.

Эксперт проекта "Меня не обмануть!" - психолог Анна Митрофанова.
Эксперт проекта "Меня не обмануть!" - психолог Анна Митрофанова.

***

Мошенники совершенствуют технологии воздействия и втягивают в незаконные дела людей разных возрастных категорий, не останавливаясь ни перед чем.

В последнее время все чаще в их сети попадают дети. В основном это подростки, которые уже стали достаточно самостоятельными в плане пребывания в Интернете, использования банковских карт и наличных карманных денег.

Когда становится известно о ребенке - очередной жертве мошенников, помимо естественных эмоций у взрослых возникает закономерный вопрос: как подросток мог попасться на удочку злодеев, если он знает об их существовании и от родителей, и от учителей, и наверняка видел подобные истории в сети.

В тему:

Дети и мошенники: почему схемы работают?

фото https://yourteenmag.com/
фото https://yourteenmag.com/

К сожалению, для подростка обладание какой-либо информацией не всегда означает автоматическое умение применить ее к своей жизни. Это связано с особенностями возрастного периода, прежде всего, с формирующимся чувством взрослости и осознанием собственной значимости как личности в семье, школе и обществе в целом.

Как только ребенок становится более самостоятельным, получает доступ к различной информации, начинает регулярно распоряжаться деньгами (выданными на карманные расходы, заработанными в каникулы, полученными в подарок от родственников и т.п.), у него формируется чувство взрослости и возникает поток эмоций, начиная с радости от осознания своих финансовых возможностей и заканчивая эйфорией от ложного ощущения некоторого превосходства над другими.

Именно в этот период подросток достаточно легко может стать жертвой, если к нему будут применены соответствующие его возрасту и эмоциональному состоянию методы воздействия.

Важно понимать, что даже самый умный подросток, отличник, разбирающийся в науке, и умеющий грамотно объяснить многие жизненные ситуации, не застрахован от роли жертвы.

Ситуаций, в которых мошенники способны затянуть в свои сети детей, очень много. Каждый раз выбираются разные приманки, слова, стиль общения; они меняются со временем. Можно выделить ряд уже известных схем, но нужно иметь в виду, что эти схемы постоянно меняются. Поэтому, даже если подросток получает информацию об уже известных повторяющихся ситуациях мошенничества, он может легко попасться в сети злоумышленников, если они используют нестандартный подход.

Помимо упомянутого выше чувства взрослости, это связано с возрастными особенностями формирования различных интеллектуальных процессов. Например, подросток не всегда сразу может применить полученные знания к своей жизни, если его логические процессы достаточно быстрые, но уровень социального и эмоционального интеллекта еще не сформирован в полном объеме. Поэтому он в теории всё понимает; может отследить даже мошеннические поползновения в сторону его друзей; искренне уверен, что он-то не попадется, так как всё знает, но на практике часто оказывается пострадавшим.

Чек-лист для родителей: как защитить подростков от мошенников?

📝 Стараться с самого детства поддерживать спокойные, ровные отношения с ребенком в семье; выстраивать доверительное общение; наглядно выражать свою любовь к ребенку и формировать его уверенность в том, что родители всегда помогут в трудной ситуации, а не осудят.

📝 Поддерживать увлечения подростков, быть в курсе их интересов, при этом показывать детям и свои увлечения и интересы. Периодически проводить время вместе, расширяя по мере взросления ребенка диапазон совместных дел и занятий. Чем регулярнее дети и родители общаются, тем больше они знают о жизни друг друга и тем больше проникаются взаимным доверием. А это основа эмоциональной стабильности и уверенности ребенка. Чем больше ребенок понимает себя и окружающих, чем больше он ощущает свою значимость для близких людей, тем больше шансов не попасть в лапы мошенников, ориентирующихся на неуверенных в себе, эмоционально нестабильных детей.

📝 Педагогам и родителям во время обучения ребенку в школе как можно чаще показывать ему значимость и ценность любых научных знаний для реальной повседневной жизни. Это касается и законов физики, и применения химических знаний в быту, и принципов функционирования общественных отношений. В этом случае у ребенка не будет формироваться чувство, что его все время поучают, а начнет складываться глобальное понимание взаимосвязи теории и практики.

📝 Необходимо регулярно обсуждать с ребенком различные жизненные ситуации и способы действия в них. Это должно касаться и бытовых процессов, например, покупок и самостоятельных поездок по городу, и социальных, например, посильного участия в каком-то волонтерском движении. В этом же ключе нужно говорить о мошенничестве. Тогда у ребенка будет формироваться объемное представление о мире и своей роли в нем, а также выработаются базовые алгоритмы действий.

📝 Важно знать и уметь отслеживать все изменения эмоционального состояния ребенка, особенно в период подросткового кризиса. Для этого можно сходить на консультацию к детскому психологу, а также читать грамотные книги и статьи о развитии детей. Тогда можно вовремя заметить уязвимость ребенка или последствия уже случившейся беды, и вовремя помочь ему вернуться к нормальной жизни.

📝Получать консультации специалистов психолого-педагогического профиля по всем тревожащим вопросам развития и поведения детей; по возможности посещать занятия и тренинги для детей и подростков по развитию навыков общения, повышению уровня развития социальных компетенций и формированию финансовой грамотности.

В тему: