Всё, что написано на этой книге - неправда. Всё искажает действительность. "Топ-100 немецких книг ХХ века". По версии кого? "История о прелюбодеянии и духовности". Серьезно? О первом, но не о втором!
Итак, "Госпожа Сарторис". Шмиттер беззастенчиво отсылает нас этим названием к "Госпоже Бовари", не так ли, даже по звучанию. Но между этими произведениями пропасть. Бовари - классика. Сарторис - сомнительная книга на вечер.
Сюжет
Женщина в возрасте "за 40" рассказывает нам две истории про любовь-страсть и одну - про замужество без любви. Параллельно идут вставки о том, как кто-то сбил человека и скрылся с места происшествия. Как связаны эти темы? Узнаем в конце.
Впечатления
Книга тонкая, 157 страниц. Написала ее Эльке Шмиттер - сотрудник отдела культуры журнала "Der Spiegel". Известно также, что она родилась в ФРГ и изучала в университете философию.
Смело так называть эту книгу с отсылкой к произведению Флобера. Что общего в этих произведениях? Обе женщины в них вышли замуж без любви, обе родили дочерей, к которым относились холодно. Обе были неверны и готовили побег. После этого их истории расходятся.
Бовари при этом разорила мужа и отравилась, не зная, как выйти из положения, перед лицом неминуемой нищеты и того факта, что возлюбленный отказался от нее.
Сарторис совсем другое дело. Во-первых, она живет не в середине XIX века, а в середине ХХ. Во-вторых, у нее дело не в деньгах, а в уязвленном самолюбии. Конец книги Шмиттер нелогичен и странен. Я сначала даже не поняла такого выверта, но когда почитала отзывы, согласилась, что поступок, который эта женщина отколола в конце книги - это, собственно говоря, месть всем мужчинам вообще, которые ее обидели так или иначе, которые ее бросили.
Жертвой я считаю не только "наказанного", но также ее мужа. Будто он виноват, что Сарторис понадобилось выйти за него замуж непонятно с какими целями. Очевидно, потому что "все так живут". И чтобы доказать первому, кто отверг, что она тоже не так себе тут, тоже нужна кому-то. Очень глупо, но часто бывает.
Еще один отталкивающий момент. Душевным метаниям героини не веришь. И даже прямо изумляешься, когда она описывает какие-то там страсти. Книга выходила еще в другом дизайне:
Ну, еще можно представить, что эта девушка с обложки может влюбляться, потерять голову. Но Сарторис сама описывает себя в книге как расчетливую, холодную, высокую, женщину, которая любит поесть, выпить, зaкурить, провести время за настольными играми в компании, ездит в другие страны с кегельным клубом. При этом описывает свою жизнь как тошнотворно скучную.
И если, читая госпожу Бовари веришь, что эта женщина не могла по-другому, то читая госпожу Сарторис, воспринимаешь ее как карикатуру. Серьезно, эта скучающая и стареющая женщина, напяливает на себя дорогое белье и спешит к любoвнику? Такому же немолодому, обремененному семьей. Как же это пОшло.
Был такой писатель Бухов. У него есть юмористический рассказ "Мученики" о толстых людях.
Толстый человек не имеет права страдать. Никто не поверит, что толстые, неповоротливые люди с большими животами и розовыми отвислыми щеками пишут любовные письма, сочиняют стихи о северных девушках и газелях.
Вот эта цитата и крутилась у меня в голове. Причем, нигде не написано, что Сартори была именно толстой, но она тяжеловесна. Такое сложилось у меня впечатление.
Было что-то комичное в том, как типичная средних лет немка вдруг принялась страдать "о юношах и газелях". Поэтому накал страстей, увы, испарился, оставив место недоумению.
Равнодушие, холодность, невeрность - можно ли сочувствовать такой героине?