В семейных преданиях (а по просту, пересказах истории семьи бабушкой) есть место семьи бабушкиной двоюродной сестры, тети Жени. Если по отцовской линии она как раз и была бабушкина родня, то мать у нее была латышка, причем, что интересно, попала она в Казань еще до Первой Мировой, и до Гражданской (хотя вроде, в Гражданскую, имела дела с латышскими стрелками).
Интересно тут другое. Семья их после ареста отца тети Жени уехала к знакомым в глухую-глухую татарскую деревню (почему тетя Женя татарский знала как бы не лучше русского, а как с латышским - я не знаю). А до ареста они жили "в Адмиралтейской слободе, на Жировке". И тут семейные предания споткнулись о противоречия с документами эпохи, как мне показалось в первый момент.
Дело в том, что долгое время карты с подписанными улицами для Адмиралтейской слободы были недоступны, и только мой набег на университетскую библиотеку с выкладыванием добычи в Интернет помог разобраться впоследствии. А на тот момент вывод был простой: а в Адмиралтейской слободе Казани не было улицы Жировка! Там Жуковка! Жуковка!
На том и порешили, тем более нашлась карта, на которой я Жировку нашел, но на другом конце города. Как раз рядом с районом, где в детстве жила бабушка... Тут мы вспомнили эпизод, как прапрадед для молодой семьи прадеда чуть не купил там дом в голодные годы, видимо 21-22. Отдали в залог мешок муки, а дальше сделка сорвалась, но и муку не отдали (в чем видимо был план). Но потом не жалели: "дом был за железной дорогой, и там ТЭЦ и построили вместо них". В итоге они потом купили на улице 6 Августа - ныне Ватутина.
Так вот, "та Жировка" все равно не подходила на роль "места, где жила тетя Женя", и мы склонялись к тому, что "ну раз на Адмиралтейке, то на Жуковке". Хотя, вроде бы, были еще сведения, что их топило во время наводнения, а Жуковка довольно высоко, но зато "тетя Женя зимой в детстве ходила кататься с горки на Зилантову гору", то это вполне согласовывалось с теорией.
Между тем, я, излазивший весь город еще со школьной скамьи, совершенно не бывал в этом конце города (и, думаю, что и большинство не было)! И только в 2019 мне выдался случай.
На верфи сплавных катамаранов "Корвет" работал ныне покойный Филипп Голубев и он пообещал отдать обрезки ПВХ от производства нам на ремкомплекты и заплатки. И я туда специально приехал, поездил по промзоне и побродил по улицам вокруг, понимая, что вот я тут не был, а тут законсервировалась старая казанская среда - деревянные двухэтажки в плохом состоянии. И почти целостная на протяжении полутора кварталов. Это было интересно, подзабыто: ни в центре (может за исключением оврагов), ни в Аметьево, ни на Несмелова, где такое было, оно уже не сохранилось, а в Адмиралтейке - есть, но не целостно.
Но и вспомнились все минусы такой застройки, которые, кстати, в те времена не бросались в глаза из-за отсутствия контраста. Не проектов - а состояния таких домов и ощущения жизни на чемоданах.
Мне, конечно, кажется, что в местах вроде этого, можно было бы налоговыми льготами или как-то еще стимулировать строительство и новую постройку на месте старых домов именно схожих форм и технологий (по крайне мере внешнего облика). Тем более, что дома тут деревянные двухэтажные - соответствуют современным представлениям о достаточной площади для одной семьи (а вот исторической пятистенки может и не хватить современным требовательным), хоть в них, как в доходниках, в свое время жила далеко не одна семья, да и сейчас... И такой целостный квартальчик, будь он приятен на вид, мог бы у потенциально туристических мест (Зилантов и Горбатый мост) быть интересным объектом.
Но, видимо, это нужно еще более сытое и еще более готовое к усложнениям жизни общество для этого. Уж и не знаю.
А Жировка потом нашлась в Адмиралтейской слободе. Еще одна. Не Жуковка и не Жировка на Кабане. Это нынешняя улица Сардара Ваисова - полная огромных коттеджей, выходящих к Волге.
Жировка на Кабане:
Жировка в Адмиралтейке: