Сегодня поговорим о святая святых мастеров ручной работы, о том, о чём стараются не говорить вслух. И не потому, что это какой-то страшный секрет, который позволит заработать сразу морской контейнер денег и ускакать в Дубай разводить мерседесы в личной конюшне.
Нет! Но денег это тоже касается, вернее способа их заработка!
Прогуливаясь по ярмаркам ручной работы, которые в особо дальнем забугорье, называются Handmade Expo меня не оставляла одна единственная мысль:
- А на что вы все, господа, живёте? На какие такие шиши?
Ну посудите сами, большая поляна или спортивный зал, либо просто огромный ангар, в нём стоят красивые палатки рукодельников. Мимо них течёт людская река, которая толком особо ничего не покупает. Продажи единичны, да и продают, как правило, мелочёвку. По 5-10-20 баксов. Редко когда по 50 или 100.
Однако на стенах павильонов висят работы, стоимость которых составляет 500-1000, а иногда 2-3-5 тысяч долларов. Этими работами любуются, но никто толком их не берёт.
Исключение: рождественские ярмарки, когда мастера вываливают на прилавки огромные кучи тематической мелочёвки со Святыми Клаусами, ёлками, шарами, оленями, гномами и прочим ширпотребом, которую сразу же расхватывает толпа народа. Но это давняя историческая традиция для Европы и США, когда раскупается весь дешёвый хендмейд. В это время люди сорят деньгами и частенько покупают для души, создания уюта, нужного настроения.
Во всех остальных случаях рукодельники сидят скучают, втыкают в телефоны, читают книги, немногочисленные посетители ходят, смотрят, иногда разговаривают с мастерами по душам и также медленно сваливают в закат. За традиционной ширмой дежурных улыбок все откровенно скучают. Единственное, что делают в обязательном порядке: дают визитку мастера, где обозначены его контакты и адрес мастерской.
Как так?
Почему мастера готовы платить большие деньги за участие в выставках при таких маленьких продажах?
Ответ очень прост: им и не нужно ничего продавать!
На самом деле, тематические и календарные выставки хендмейда за рубежом, особенно в США, сегодня являются тем, чем они являются - ВЫСТАВКАМИ. Не ярмарками-продажи, а именно выставками. Мастера на них показывают свой уровень, своё мастерство, то, что они могут сделать и то, чему они могут научить.
Всем желающим раздаются визитки, которые, по сути дела, являются приглашением на посещение мастерской для дальнейшей покупки более дорогих вещей или посещения мастер-класса.
Дело в том, что мастера в США и Европе поняли одну простую вещь: сейчас намного прибыльнее не продавать работы, а оказывать услуги. То есть обучать людей новым знаниям и умениям. Более 68% всех проданных рукодельных товаров сегодня составляют вовсе не товары, а... мастер-классы.
В США такой "неосязаемый товар" даже имеет отдельное название Classes by Instructor.
И ещё один немаловажный момент: если основной доход мастер получает от проведения мастер-классов, то ему нет смысла производить много товаров, мотаться по ярмаркам, бегать с протянутой рукой в поисках покупателей.
Мастеру намного выгоднее производить пару-тройку "шедевров" в месяц или даже в год и ждать покупателя, который сможет выложить за работу несколько тысяч долларов. Получается, что рукодельники производят знаковые, большие работы, которые подчёркивают их мастерство и статус, а вместе с учениками и посетителями делают недорогие вещи в рамках "классов".
Каждый такой "класс" может стоить от 25 до 150 долларов и если мастерская раскручена и посетителей несколько, то за день вполне реально заработать 1000-1500 долларов. А это, согласитесь, очень неплохие деньги.
Именно поэтому рукодельники и ремесленники стремятся как можно быстрее подняться по линии мастерства, обустроить свою мастерскую и начать работать по указанной схеме.