Они открывают двери в бессознательное и, возможно, позволяют предсказывать будущее
Это перевод статьи от 5 октября 2023 года Carl Jung on the Power of Tarot Cards: They Provide Doorways to the Unconscious & Perhaps a Way to Predict the Future
Принято считать, что стандартная колода игральных карт, которую мы используем во всех играх - от трехкарточного Монте до покера в Лас-Вегасе с высокими ставками - произошла от Таро. "Как и наши современные карты, - пишет Сэлли Николс, - колода Таро состоит из четырех мастей с десятью пронумерованными картами в каждой..... В колоде Таро каждая масть имеет четыре "придворные" карты: Король, Королева, Валет и Рыцарь". Последняя фигура "таинственным образом исчезла из современных игральных карт", хотя примеры игральных карт с Рыцарем существовали ранее. Современный Валет - это выживший вариант карты Паж в Таро. Сходство между этими двумя типами колод очень велико. Но при этом никто, кроме адептов, не считает нужным использовать свои карты для предсказания будущего.
Однако выдающийся психиатр Карл Юнг, возможно, так и поступал.
Как объясняет Мэри К. Грир, в лекции 1933 года Юнг подробно рассказал о своих взглядах на Таро, отметив, что карты позднего Средневековья "действительно являются истоком нашей колоды карт, в которой красное и черное символизируют противоположности, а деление на четыре масти: бубны, пики, бубны и червы - также относится к индивидуальному символизму".
"Это психологические образы, символы, с которыми человек играет также, как бессознательное играет со своим содержимым". Карты, по словам Юнга, "сочетаются определенным образом, и различные комбинации соответствуют игровому развитию человечества". Так работает и Таро с дополнительным измерением "символов, или изображений символических ситуаций". Образы: Повешенного, Башни, Солнца - "являются своего рода архетипическими идеями, имеющими дифференцированную природу".
До сих пор Юнг не сказал ничего такого, с чем бы не согласились ортодоксальные юнгианские психологи, но он идет еще дальше и утверждает, что, действительно, "мы можем предсказывать будущее, если знаем, как настоящий момент развился из прошлого". Он призывает к "интуитивному методу, цель которого - понять течение жизни, возможно, даже предсказать будущие события, во всяком случае, прибегая к чтению условий настоящего момента". Он сравнивал этот процесс с китайской “Книгой перемен” и другими подобными практиками. Как пишет аналитик Мари-Луиза фон Франц в своей книге "Психика и материя":
Юнг предлагал... чтобы люди занимались гаданием: читали “Книгу перемен”, раскладывали карты Таро, обращались к мексиканскому календарю гаданий, составляли транзитный гороскоп или проводили геометрические гадания.
Содержание, казалось, имело гораздо меньшее значение, чем форма. Ссылаясь на доктрину соответствий Сведенборга, Юнг отмечает в своей лекции: "Человек всегда чувствовал необходимость найти доступ через бессознательное к смыслу актуального состояния, потому что существует своего рода соответствие или подобие между преобладающим состоянием и состоянием коллективного бессознательного".
Цель гадания - ускорить процесс "индивидуации", движения к цельности и целостности, с помощью игровых комбинаций архетипов. По словам другого мистического психолога, Алехандро Йодоровски, "Таро научит вас, как создать душу". Юнг воспринимал Таро, отмечает блог Faena Aleph, "как алхимическую игру", которая, по его словам, пытается "объединить противоположности". Как и “Книга перемен”, оно "представляет собой ритм негативного и позитивного, потери и приобретения, темного и светлого".
Много позже, в 1960 году, за год до своей смерти, Юнг, казалось, был менее благосклонен в отношении Таро и оккультизма, или, по крайней мере, преуменьшал их мистическую, прорицательскую силу ради методов, более подходящих для лаборатории, вплоть до обычных жалоб на персонал и финансирование. Как он писал в одном из писем о своих попытках использовать эти методы:
При определенных условиях можно экспериментировать с архетипами, как показал мой "астрологический эксперимент". На самом деле мы начали такие эксперименты в Институте К. Г. Юнга в Цюрихе, используя исторически известные интуитивные, то есть синхронистические методы (астрологию, геомантию, карты Таро и И-Цзин). Но у нас было слишком мало коллег и слишком мало средств, поэтому мы не могли продолжать и вынуждены были остановиться.
Более поздние интерпретаторы Юнга сомневались, что его эксперименты с гаданием как аналитической техникой пройдут экспертную оценку. "Чтобы не просто "проповедовать обращенным", - писали авторы статьи, опубликованной в 1998 году в Journal of Parapsychology, - этот или любой другой эксперимент должен быть проведен с достаточной строгостью, чтобы более широкое научное сообщество было удовлетворено всеми аспектами сбора данных, их анализа и так далее". Или же можно просто использовать юнгианские методы для чтения Таро, и пусть научное сообщество будет проклято.