Найти в Дзене
Любитель Истории

Диффузионизм и влияние форм производства на религиозные традиции древней Скандинавии.

Сегодня обсудим другую тему. Данное рассуждение будет связано как с историей и археологией, так и с религией и мифологией. Поговорим мы о Скандинавском полуострове. Вернее о том, каким богам поклонялись и чтили народы, которые населяли Скандинавию, начиная с эпохи каменного века и заканчивая веком железным, какая была взаимосвязь между культурным развитием той, или иной культуры и поклонению тем, или иным богам. Рассмотрим и попытаемся объяснить смену хозяйственной деятельности и производства от каменного века, до бронзового и железного. Как смена производственной деятельности с охоты и собирательства мезолита на воспроизводящее хозяйство в неолите и бронзовом веке отразилось на религии. Как повлиял диффузионизм, вызванный сменой производственной деятельности, если таковой был, на религиозные воззрения людей.

Начну своё повествование с самого раннего появления человека в Скандинавии. Так как останки неандертальца на территории Скандинавии не были обнаружены, а те, каменные орудия якобы относящиеся к мустьерским, что были найдены в пещерах, подвергаются сомнению, то нет смысла проводить анализ периода среднего палеолита. Самые ранние следы человеческой деятельности в Скандинавии относятся к концу последнего ледникового периода. Это были носители Аренсбургской культуры (11-10 тыс.до.н.э). Культура относится к позднему палеолиту. Находки, связанные с данной культурой сделаны на юге и западе Скандинавии. Представители данной культуры занимались присваивающим хозяйством, охотой и собирательством. Так же на территории Норвегии существовала параллельно с аренсбургской культурой, культура Бромме.

В середине 8 тыс.до.н.э. на территории Дании и Швеции развивается мезолитическая культура Маглемозе, а к северу от неё в Норвегии культура Фосне-Хенсбака. Представители данных культур занимались охотой, рыболовством и собирательством.

В 6-м тыс.до.н. э культуру Маглемозе сменяет культура Конгемозе, а культуру Фосне – Хенсбака, культура Нёствет-Лихульт. Данные культуры все ещё остаются культурами охотников и собирателей.

Примерно около 5300 г.до.н.э Культура Конгемозе сменяется субнеолитической культурой Эртебёлле. Хотя данная культура всё еще остаётся культурой охотников и собирателей и представители данной культуру не культивировали зерновые, некоторое количество зерна всё же к ним попадало путём обмена с южными земледельческими культурами.

Культуру Эртебёлле сменила культура воронковидных кубков (4000—2700 гг. до н. э). Появившаяся сначала в континентальной Европе и постепенно распространившаяся через территорию Упланда. Смена культуры Эртебёлле культурой воронковидных кубков ознаменовало собой переход от мезолита к неолиту и воспроизводящему хозяйству.

Племена, обитавшие вдоль побережья Свеаланда, Гёталанда, Аландских островов, на северо-востоке Дании и юге Норвегии, освоили новые технологии, в результате чего в этих местах возникла культура ямочной керамики (3200 — 2300 гг. до н. э.). В середине 4 тысячелетия до н. э. вдоль восточного побережья Швеции возникла культура ямочно-гребенчатой керамики, в рамках которой произошло возвращение к охотничьей экономике.

К концу 3 тысячелетия до н. э. культура воронковидных кубков и частично культура ямочной керамики исчезли под натиском пришельцев культуры шнуровой керамики (боевых топоров), которых многие исследователи рассматривают как носителей ранних индоевропейских языков. Пришельцам удалось продвинуться в Скандинавию до Уппланда и Ослофьёрда. Новая культура была индивидуалистичной и патриархальной, пастушеской; боевые топоры служили символом социального статуса. Вскоре, однако, появление металлообработки внесло новые тенденции в социальную жизнь, и наступила культура бронзового века. С 1800 г.до.н.э в Скандинавии наступает бронзовый век.

Так как смена хозяйственной деятельности отражалась на религии?

В эпоху палеолита в Европе (и в других частях Евразии) появляются так называемые статуэтки “Палеолитических Венер”, изображающих тучных женщин, данные черты имеют ряд обобщающих признаков. Некоторые исследователи ассоциируют данные фигурки с изображениями Богини-Матери. Поклонение Богини-Матери уходит своими корнями как раз в Палеолит. По всей видимости, популярность образа и культа, основанного на нём, в древности, обусловлена восприятием образа женщины-матери как производящей, дающей жизнь силы природы, без которой невозможны продолжение рода, и, как следствие, существование племени. Позднее, в эпоху неолита, открытие посевного земледелия ещё в большей степени укрепило власть и популярность образа, уже как матери-кормилицы.

Но вернёмся в Скандинавию. В Скандинавии богиней олицетворяющей землю является великанша Ёрд. Ёрд с древнескандинавского означает “земля, суша”. Имя является нарицательным (“земля”) и теонимическим (“Богиня Земли”). Считаю, что вера в Ёрд, как священную божественную землю уходит своими корнями в неолит, когда люди в данном регионе начали обрабатывать землю и заниматься воспроизводящим хозяйством. Ну а самые древние корни данной богини уходят своими корнями как раз в верхний палеолит, к эпохе появления “Палеолитических Венер”. В Европе датируются возрастом 35-40 тысяч лет.

С проникновением Культуры Воронковидных кубков, а позже культуры Боевых Топоров и Шнуровой керамики, возникает новый тип хозяйства, земледелие и скотоводство. Культура Воронковидных кубков по мнению ряда исследователей могла представлять из себя гибрид первой волны индоевропейских “завоевателей”, которые смешивались с представителями культуры Эртебёлле. Представители данной культуры сооружали монументальные сооружения, коридорные гробницы и курганы. Своё название культура получила по характерной форме керамики: кубков, которые имели венчик в виде воронки и вероятно использовались для питья. Знали колёсную повозку и плуг. В Швеции было найдено много каменных топоров и практически все они были утоплены в водоёмах.

Воронковидный кубок
Воронковидный кубок
Боевой топор, найденный в провинции Даларна, Швеция.
Боевой топор, найденный в провинции Даларна, Швеция.

На смену культуре воронковидных кубков приходит культура боевых топоров и шнуровой керамики. По всей видимости это было связано с всё большим проникновением индоевропейского населения из степей юго-востока Европы. Культура названа так по керамике с характерным орнаментом и способом её изготовления. А так же по боевым каменным топорам, которые клали в мужские погребения. И это очень важный момент. Приход “воинственных” индоевропейцев повлиял и на религиозные воззрения людей. Так это можно проследить и по религиозной традиции, которая конечно не произошла сразу, а складывалась на протяжении долгого времени, в течение бронзового и железного веков.

Мегалит культуры воронковидных кубков
Мегалит культуры воронковидных кубков

Например, данное изменение можно проследить и по “родословной” богов, которым поклонялись люди. Если в эпоху палеолита, мезолита и раннего неолита одним из главных божеств являлась “Богиня-Мать” и Мать Земля”, которую олицетворяет Ёрд, то с приходом индоевропейцев начинают появляться другие божества. Божества войны, огня, грома и молний. Такие, как, Один, бог войны и победы, а так же Тор, сын Одина и Ёрд, который очень близок богам индоевропейских народов таким как: Индра, Таранис, Перкунас, Перун и Зевс. Индоевропейцы принесли в северную Европу своих воинственных богов, культы которых развивались в течении многих веков. Тем более характерно выглядит то, что в мужских погребениях культуры боевых топоров обязательным атрибутом являлся топор. Топор, который чем-то похож на молот Тора. Тор бог грома и молний, дождя и плодородия в своей атрибутике имеет так же и колесницу, что характерно для индоевропейских традиций.

Солнечная колесница из Трундхольма
Солнечная колесница из Трундхольма

Скандинавский бронзовый век (1800-500 гг.до.н.э) характеризован развитием данных традиций и появлению скандинавских божеств. Это находит отражения в искусстве той эпохи. Например, солнечная колесница из Трундхольма и наскальные изображения-петроглифы.

Боги-близнецы сражаются на боевых топорах. Один из петроглифов, найденных в Танумсхеде, западная Швеция
Боги-близнецы сражаются на боевых топорах. Один из петроглифов, найденных в Танумсхеде, западная Швеция

Интерес представляет один из петроглифов найденных в Швеции, в Танумсхеде. На данном петроглифе изображены три бога-близнеца, сражающиеся на топорах. Может это Один и его братья, Виле и Ве? Известны так же петроглифы с изображениями мужчин с топором или молотом, вероятно самые ранние изображения Тора. Встречаются также мужские фигуры с копьём в руке: это могли быть Один или Тюр, поскольку оба этих бога в более поздний период ассоциировались с копьём. На одном из петроглифов мужчина с копьём изображён без одной руки, что напоминает мифологию, связанную с Тюром. Фигура с луком в руке может быть ранним изображением Улля.

Бог Один
Бог Один
Бог Тор
Бог Тор

В результате слияния или диффузии верований охотников и собирателей, ранних земледельцев и воинственных индоевропейцев в Скандинавии, складываются верования в известных нам богов Скандинавского пантеона. И если приглядеться, то в богах можно разглядеть отражение деятельности человека и наоборот.