Как мама с ребенком с особенностями, регулярно задаюсь таким вопросом. И на этой струне играют многие центры и частные лавочки. "Вы хотите поставить крест на своем ребенке!", "Если будете заниматься по моей методике, ребенок станет нормой, нет - сами виноваты".
И хочется бежать и помогать, потому что этот маленький человечек полностью под вашей ответственностью. Но кто сказал, что вы схватились именно за палочку-выручалочку, а не попались на крючок с красивой приманкой?
Столько родителей пишут, например, как их дети заговорили после курса или двух "Томатиса" (не проверенная пока и официально не рекомендуемая методика), но почему-то у моей подруги ребенок после курса лучше говорить не стал, зато у него усилились стимы и нежелательное поведение. И ночной сон ухудшился.
Поэтому даже если в отзывах все прекрасно, это не значит, то это подойдет конкретному ребенку. И я бы даже рекомендовала обратное. Если специалист говорит, что после его курса ребенок с аутизмом станет нормой - бегите от него. Мозг - очень сложная штука. Он развивается и компенсирует нехватку нужных связей или элементов, но никто не может предсказать, как это будет.
Если заниматься с ребенком, динамика будет. Но она зависит в том числе от заложенных способностей. Чаще всего специалисты видят, где этот потолок, в районе 7-9 лет. С одними и теми же занятиями один ребенок, который выглядит перспективным, может продвигаться миллиметровыми шагами, а другой поражать своими достижениями.
Десять лет назад примерно 1/3 детей с диагнозом из группы "аутизм" приближалась к норме. Сейчас эта доля уже 2/3. С одной стороны потому, что диагноз "аутизм" ставят чаще. Это говорит о росте уровня диагностики. При этом сократилось число детей, кому ставили просто умственную отсталость - теперь они имеют все шансы на реабилитацию, так как первопричиной диагноза был аутизм.
Из-за проводимой информационной работы, родителям стало проще найти нужную информацию, чтобы помочь ребенку. Но есть несколько факторов, которые все еще сокращают шансы приблизиться к норме:
- Поздняя диагностика. Чем позже выявлена основная проблема, тем больше упущенного приходится догонять. В какой-то момент разрыв становится таким, что его уже не преодолеть. Сократить можно, но ничего близкого к норме не получится.
- Недоступность реабилитационных центров. Даже в Москве не всем близко и удобно ездить в реабилитационные центры. А разовые реабилитации - это несколько недель интенсивных занятий, тогда как ребенку с аутизмом нужна длительная и регулярная коррекация.
- Цены на занятия в платных центрах высокие, при этом не везде могут оказать помощь лучше, чем в бюджетных учереждениях.
- Нет единой схемы реабилитации, так как все дети разные. На подбор специалиста часто уходит много времени.
Еще и понятие "нормы" у всех разное. Для кого-то "норма" - это полученное высшее образование в техническом ВУЗе, для других - возможность человека жить самостоятельно без посторонней помощи.
В общем, чудес не бывает. Если реабилитацию ребенка начать рано, шансы, что он сможет коммуницировать с окружающими и жить самостоятельно в будущем, высоки. Но всегда есть нюансы, так как даже тяжелая форма аутизма может быть разная. У кого-то из детей наблюдаются тяжелые психозы, у других наблюдаются откаты и риск сильного отката в навыках в подростковом возрасте поэтому так же высок.
Но даже в этом случае можно сделать и свою жизнь и жизнь ребенка намного проще, если как можно раньше начать коррекцию поведения и найти интересы у ребенка, поддержка которых улучшит качество его жизни.
Ну а у легких детей (и я даже не про детей с синдромом Аспергера, а про детей с сильной речевой задержкой, но которых удается вытащить из своей раковины к 4-5 годам) есть все шансы стать полноценными членами общества. Тем более, сейчас есть множество специальностей, позволяющих не работать плотно в больших коллективах плечом к плечу.
Мы ставим перед собой такую цель и ориентируемся на тех, кто идет впереди.