«Наполеон» — эпический исторический фильм режиссёра и продюсера Ридли Скотта по сценарию Дэвида Скарпы. Рассказывает о приходе Наполеона Бонапарта к власти и о его отношениях с женой Жозефиной. Роль Наполеона играет Хоакин Феникс (который также является продюсером), а Ванесса Кирби исполнила роль Жозефины. Критики и зрители не оценили новую работу мэтра. Оценки на различных агрегаторах не впечатляют (59% на Rotten tomatoes). Но так ли всё плохо? И действительно ли Ридли Скотту пора на покой?
Сюжет фильма повествует восхождение Наполеона Бонапарта к "вершине мира". Он из обычного капитана становится императором Франции, ведет войны с множеством стран, женится на Жозефине (единственной любви Наполеона). Но если вы хоть немного изучали историю в школе, то знаете, что под конец своей жизни Бонапарт всё потерял, проиграл в решающей битве при Ватерлоо, чтобы вернуть себе трон, был изгнан сначала на остров Эльба, а затем на остров Святой Елены. Ридли Скотт попытался показать все основные события из жизни императора, но, увы, далеко не всё получилось у маэстро.
Первое, с чего я хочу начать, это недостатки картины. А их приличное количество. 1. Фильм страдает типичным недугом практически всех картин, повествующих о каких-либо исторических событиях - рваным сценарием. Да, в ленте показаны все основные события, но далеко не все сцены логически между собой связаны, поэтому у меня во время просмотра складывалось впечатление, будто я пропустил или проспал какую-то сцену. Например, меня смутил момент, когда Наполеон и Александр 1 заключили перемирие, но уже в следующей сцене происходит Бородинское сражение. 2. Следующий минус плавно вытекает из предыдущего. Все эмоциональные моменты, показанные в фильме, не работают из-за того, что сцены слишком быстро переключаются. Я не могу, как зритель, прочувствовать все эмоции, что испытывает герой на экране. В одной сцене Наполеон переживает смерть своей жены, а уже в следующей идет очередная война и уже не до соплей. 3. На фоне Наполеона все остальные персонажи выглядят картонными болванками, которые существуют в фильме для мебели. Даже Жозефина и её переживания не вызывают никаких эмоций из-за слабого сценария.
Но хватит о грустном, пора перейти к достоинствам картины. Но тут всё просто. 1. Хоакин Феникс - гениальный актёр. Он даже двадцатилетнего Наполеона в свой полтос смог неплохо сыграть. Да, в основном он ходит с высокомерной миной, в паре сцен он достойно отыгрывал истерику. Если бы не Хоакин, то я вряд ли бы смог досмотреть данное произведение. Но и в целом Наполеон получился крутым персонажем. У него четко-прописанный характер, его неплохо раскрывают в процессе повествования. Ну было бы странно, если бы главного героя, чьё имя является названием к фильму, не раскрыли в должной мере. 2. Баталии сняты просто бомбезно. Жаль, что я не смогу посмотреть этот фильм в кинотеатре, а оно того определённо стоит. Постановка, операторская работа, работа художников-постановщиков, гримеров, костюмеров, массовки - всё выполнено великолепно. 3. Атмосфера того времени достаточно достоверно показана на экране. Я говорю лишь про декорации, грим, прически и костюмы, а не про события, за них не ручаюсь. Саундтрек тоже порадовал, но надолго он вряд ли запомнится.
Многие зрители сравнивают этот фильм с предыдущей работой Скотта "Последней дуэлью". Мол, оба эти фильмы скучные, в них невозможно сопереживать героям, в них мало интересных моментов. Но знаете что, я сейчас буду защищать "Последнюю дуэль", ибо это мой любимый фильм 2021-го года! Там были и интересности, и необычная, редко используемая структура сценария и неплохие персонажи, а также сносная драматургия (я уже молчу про постановку, но тут у обеих картин всё замечательно).
По итогу "Наполеон" Ридли Скотта получился вкусной, но малосвязной кашей, которая может утомить к концу (это только театральная версия, которая длится 2.30, а будет ещё и четырехчасовая версия для стриммингов). Я не историк, но основные события знаю, и они здесь были показаны. Плевать, стреляла армия Наполеона в пирамиды, не стреляла. Я иду в кино и хочу посмотреть кино. И как фильм "Наполеон", на мой взгляд, в целом, норм, но не более. В нем рваный и нелогичный сценарий, тусклый второй план и плохая драматургия, но в то же время есть несколько действительно эпичных батальных сцен, есть неплохой Наполеон. Ридли Скотт постарался на старости лет, но, видимо, только над своей режиссёрской версией, но ее смотреть я вряд ли буду, меня и театральная слегка утомила. Теперь ждём второго "Гладиатора". Я думаю, что Ридли теперь снимает кино не для зрителей, а для себя. Можно ли его обвинять, что он сдулся? Я думаю, что он сам решит, когда ему пора будет уйти, но вряд ли это будут ближайшие пара лет. Оценка: 7.3/10