Двигатель – сердце автомобиля. От того, какими свойствами и характеристиками оно обладает, во многом будет зависеть общее восприятие машины. Сегодня на обзоре два ярких тому примера: две Лады Весты одинаковые снаружи, но разные внутри.
Ирония в том, что к одной из них сложилось положительное отношение, а другая получила тонны негатива. У одной из них под капотом тот самый благословенный «шеснарь», у другой – менее перспективный восьмиклапанник.
Немного истории
Тема сравнения уже поднималась неоднократно, но в контексте Весты обсуждается впервые. Предлагаю окончательно расставить все точки над «и» в этом сравнении.
АвтоВАЗ существует уже много десятилетий. Если разобраться, то для переднеприводных моделей за всю историю существования он смог предложить лишь единственный серийный мотор ВАЗ-2108. Другие экземпляры были последующей эволюционной ветвью развития, но не чем-то новым.
Все это подводит нас к тому, что данные два экземпляра ушли друг от друга недалеко. Но есть нюансы, и их немало.
Если говорить про восьмиклапанник 11182 на 90 л. с., то он настолько примитивный, устаревший в плане использования технологий, что невольно задаешься вопросом: как нечто подобное может использоваться под капотом нового современного автомобиля?
Это происходит в наши дни, когда технологии сделали такой скачок вперед. По дорогам уже вовсю колесят электромобили. Но зададимся вопросом: а что вообще важно для двигателя?
Чтобы он был надежным, недорогим по запчастям, простым в обслуживании и имел хороший ресурс с возможностью последующего ремонта. Как бы удивительно это ни звучало, данные слагаемые вполне применимы к «восьмиклопу».
Многим безразличен тот момент, что он такой же древний, как лохматый мамонт.
Преимущества 8-клапанного двигателя
Основное достоинство «восьмиклопа» заключается в его простоте. Два клапана на цилиндр, один распредвал, привод ГРМ с одним натяжным роликом. Все просто, особо нечему ломаться. Практика это вполне подтверждает.
Под капотом Весты мотор занимает немного места. Открывается хороший доступ к основным узлам и агрегатам. Значит не будет проблем с его обслуживанием и ремонтом.
Двигатель 21129
Веста с этим мотором воспринимается более положительно. Почему так?
Двигатель заслужил хорошую репутацию, проблемы с ним возникают крайне редко.
Каким бы ни был автомобиль, сколько бы ни стоил, мы в любом случае хотим, чтобы он ехал более-менее бодро, а под педалью газа был запас мощности. Этот двигатель отвечает данным критериям.
Если сравнивать два рассматриваемых мотора между собой, то основное отличие сводится к конструкции их головок блока цилиндра. Отсюда вытекают плюсы и минусы.
Что дает 16-клапанная головка
Прежде всего, это возможность подать в цилиндры большее количество воздушной смеси. Чем больше этой смеси войдет и выйдет, тем мощнее будет двигатель, и лучше будут характеристики.
Во-вторых, у 16-клапанного двигателя есть гидрокомпенсаторы. Они обеспечивают автоматическую регулировку тепловых зазоров клапанов. На эту процедуру не нужно тратить время и деньги, да и работает он с ними ощутимо мягче.
Кстати, если вы планируете ставить газ на автомобиль, то в этом плане «шеснарь» будет более предпочтителен. Ресурс у него однозначно окажется больше. Здесь не стоит беспокоиться о прогаре клапанов.
Другой момент заключается в том, что в 16-клапанном моторе направляющие втулки клапанов изготовлены из латуни. У 8-клапанника они чугунные. Это влияет на теплоотвод, ресурс клапанов, седел головки блока.
Пока мы не отошли от темы гидрокомпенсаторов уместно будет провести один момент. В одной из предыдущих статей, где я рассказывал про конструктивные особенности двигателя 11182, в мой адрес было направлено немало негативных комментариев.
Их содержание было примерно такое: «Ты бы умник, прежде чем рассказывать про этот двигатель, почитал матчасть. Тогда бы ты знал, что в нем стоят гидрокомпенсаторы, и здесь уже ничего регулировать не нужно».
Для тех, кто не в курсе, скажу еще раз. Здесь нет гидрокомпенсаторов. В обновленном двигателе используются механические толкатели клапанов, позаимствованные от ниссановского мотора Н4М. В простонародии они называются стаканчиками.
Визуально они похожи на гидрокомпенсаторы. Но клапана все-таки нужно периодически регулировать. Первая процедура производится на 90 тысячах км пробега, вторая на 180.
Также было немало негатива, связанного с тем моментом, зачем АвтоВАЗ использовал стаканчики. Ведь они стоят гораздо дороже, чем предшествующие шайбы.
Как показывает практика, на первой регулировке клапанов максимум, что потребуется делать, это переставить стаканчики местами. Ничего менять не нужно, поэтому затрат не будет. По факту дороже ничего не стало.
Где плюсы там и минусы
За счет наличия гидрокомпенсаторов «шеснарь» становится более требовательным к качеству моторного масла, его вязкостным показателям и срокам замены. Если на масле экономить, долго не менять, они могут начать стучать, что потребует их замены.
Комплект по нынешним ценам стоит недешево (около 7000 рублей). Плюс работа по замене тоже обойдется в копеечку. С учетом работы и расходников все это будет стоить около 25 тысяч рублей. У 8-клапанника таких затрат и проблем не будет.
Второй момент 16-клапанного мотора связан с конструкцией его головки блока цилиндров. Она состоит из трех частей, которые стыкуются между собой на герметик. Он дает усадку и высыхает.
Через него начинает течь масла. Чаще всего это происходит через свечные колодцы. В особо запущенных случаях они заливаются маслом, а катушки зажигания выходят из строя.
Процедура по переклейке тоже непростая, требует определенных навыков и тоже обойдется в копеечку. У восьмиклапанника в этом плане все гораздо проще. Клапанная крышка крепится на шести болтах. Под ней установлена обычная силиконовая прокладка без герметика.
Проблема с катушками зажигания
У 16-клапанного мотора их 4 штуки. Они периодически любят выходить из строя. У 8-клапанника все гораздо проще. Здесь стоит одна 4-выводная катушка, которая на практике преподносит гораздо меньше проблем.
Если сравнивать два мотора, то «шеснарь» в каких-то моментах будет лучше, мощнее. С другой стороны, он дороже в обслуживании, по запчастям и ремонту.
«Восьмиклоп» намного проще и более надежен. Но Лада Веста будет ехать с ним откровенно не так динамично, как того хотелось бы. Сказывается масса автомобиля.
Что общего у двух моторов
У обоих двигателей установлен старый добрый чугунный блок, который подразумевает хорошую ремонтопригодность. Когда придет время его без проблем можно расточить, собрать и ездить дальше.
С модными алюминиевыми блоками такой фокус может не прокатить. Многие современные моторы являются одноразовыми.
Второй момент в том, что, начиная с июля 2018 года для всех вазовских моторов устанавливается безвтыковая поршневая группа. Это большой плюс в копилку практичности. Больше не нужно переживать за последствия обрыва ремня привода ГРМ.
Единственный вопрос возникает только в том, почему сразу для 126 приоровского мотора нельзя было поставить безвтыковую поршневую? Видимо, чтобы у сервисменов была работа.
По поводу ресурса
У этих моторов он примерно одинаковый.
Но конечная цифра во многом зависит от таких факторов:
- Качество используемого масла.
- Качество бензина.
- Своевременное техобслуживание.
- Условия эксплуатации.
- Стиль вождения.
- Многое другое.
Если говорить усредненно, то 200-250 тысяч эти экземпляры отходят без проблем. На моей практике были машины, которые проходили по 300-350 тысяч. Рекордной является обычная Лада Веста седан с 16-клапанным мотором, которая без капремонта прошла 520 тысяч км.
Про бензин
У нас сложился такой стереотип, что 8-клапанный вазовский мотор отлично будет себя чувствовать на обычном 92 бензине. Это утверждение было вполне справедливо для старых «восьмиклопов» с тяжелой поршневой.
Но для новых моторов, где установлена облегченная поршневая с высокой степенью сжатия, лучше использовать 95 бензин. На этом экономить не стоит.
Про расход топлива
Лада Веста с 16-клапанным двигателем расходует в среднем на 1-1.5 литра меньше, чем с 8-клапанником.
Какой экземпляр лучше выбрать
Ответ зависит от того, где и как вы планируете эксплуатировать автомобиль. Если машина нужна, чтобы перемещаться из одной точки в другую, при этом вы в основном ездите по городу, придерживаетесь спокойного стиля вождения, то восьмиклапанника вам будет достаточно.
До 4000 оборотов он проявляет себя так же, как «шеснарь». Если вы придерживаетесь более динамичного стиля вождения, часто выезжаете на трассу, то берите шестнадцатиклапанник. У него есть запас мощности, которая позволяет совершать более уверенный обгон.
Таковы мои выводы. Как считаете вы, обязательно напишите в комментариях.
В телеграм канале Автопанорама собраны полезные видео и обзоры.
Спасибо за помощь и поддержку!
ЮМани 4100 1238 3347 48
СБЕР 4276 0206 0681 2060
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: