До пандемии больше всего иностранных туристов приезжали в Россию именно из КНР. Для них действовал упрощенный въезд в составе туристических групп. Он действовал с 2000 года.
Между Россией и КНР было заключено соглашение, которое позволяло группам от 5 до 50 человек пересекать границу по спискам без оформления визы. В 2019 году из 1,4 млн посетивших Россию китайских туристов абсолютное большинство приехали в составе группы. В 2020 году действие безвизового соглашения было временно приостановлено из-за пандемии COVID-19.
Сравним две цифры. В 2019 году Россию посетили 1,2 млн. китайских туристов. В текущем - 105,8 тысяч человек. Будем надеяться, что в следующем году их станет еще больше.
Что было после начала пандемии с въездным туризмом
Россия практически лишилась иностранных туристов. Так, в 2020 и 2021 годах страну, по данным ФСБ, посетили 288 тыс. иностранных туристов. В начале 2022 года их турпоток в еще сдерживали ковидные ограничения, введенные в марте 2020 года. Позднее, летом 2022-го, Россия их отменила.
После начала СВО на Украине и введения санкций, большинство стран прервали прямое авиасообщение с Россией. Поэтому по итогам 2022 года к нам приехало даже меньше иностранных туристов, чем в ковидные 2020 и 2021 годы. Это примерно 200 тыс., из которых лишь 843 человека были из Китая.
Пока не заработал безвизовый режим, чтобы попасть в Россию, китайцы оформляли индивидуальные визы. По данным МИДа, в 2022 году китайским туристам была выдана 1 тыс. туристических виз, в январе 2023 года — более 230, то есть, капля в море.
Теперь будет все иначе
В августе 2023 с.г. власти России и Китая договорились возобновить действие соглашения о безвизовом групповом туризме. Туристический бизнес возлагает на возвращение китайцев большие надежды.
Почему китайские туристы важны для нас
До пандемии китайские туристы были лидерами по тратам среди посещавших Россию иностранцев. Приезжали, в основном, богатые и не жалели денег на покупки. ЦБ подсчитало, что совокупные траты граждан КНР в России в 2019 году достигли $1 млрд. Это объяснялась тем, что Россия в течение многих лет из-за слабого рубля была одним из наиболее востребованных у китайских туристов рынков для покупки премиальных и люксовых товаров: одежды, сумок, обуви, часов, украшений и пр.
Например, у московского ЦУМа доля покупателей из Китая достигала 7% от общего числа клиентов, а у петербургского ДЛТ — 17%. Кроме этого, китайцы были активными посетителями российских музеев. Например, в Государственном историческом музее в 2019 году до 70% от общего числа иностранных туристов были из Китая.
Что можно сказать в заключение
Не надо удивляться, если, придя в музей, вы встретите группу галдящих посетителей с характерным азиатским разрезом глаз, скопившихся перед экспонатом. Это китайские туристы.
Особенно их будут ждать к каждому прилету самолета торговцы сувенирных лотков в аэропорту Шереметьево. Особым спросом у китайцев пользуются изделия из янтаря. Разлетаются влет.