Продолжаю делиться с вами некоторыми своими заметками о цвете. В прошлый раз речь шла о красном.
Дизайнеры используют эти знания, когда создают интерьеры, фирменные стили брендов, рисуют логотипы. Синий — бодрый, голубой — нежный, черный — премиальный, красный — прорывной. Везде мы слышим примерно одно и то же. И я не хочу в этом повторяться.
Я не буду говорить об эволюции оттенков синего на протяжении истории искусств — об этом можно прочитать в других источниках. Вместо этого расскажу о том, о чем не принято говорить.
Итак, синий.
Синий в эпоху Романтизма
Тему Романтизма затронул в статье «Взламываем брендинг Dior. Романтизм, двоемирие и страх». А здесь разберу подробнее цвет.
Итак, главная и первая книга эпохи романтизма в литературе — это «Генрих фон Офтендинген». В ней герой ищет голубые цветки папоротника, т. е. то, чего не может быть. Исследователи немецкой литературы уже назвали эту книгу «Голубой цветок дьявола», ведь цветы папоротника появляются в Ночь на Ивана Купала и являются частью другого мира. Конечно же, мира теней.
Таким образом, синий или голубой цвет в Романтизме часто ассоциировался с тайной, глубиной и мечтаниями. Он использовался для передачи чувства таинственности и влечения к неизведанному.
С одной стороны красный, подчеркивающий огненную природу. С другой — голубой, возможно, связанный со средой обитания — «воздушный океан». Оба эти цвета тесно связаны с главным персонажем Романтизма, — дьяволом. Он присутствует как непосредственно — в «Фаусте», «Демоне», так и неявно: например, в «Герое нашего времени».
Синий в волшебных сказках
И в сказках всплывает голубой цветок — в виде синей розы Бабы Яги. А она, как известно по исследованиям Проппа, проводник между миром живых и тридесятым царством.
Голубой — частый цвет коней в сказках. Наряду с белым, красным и рыжим. Голубой конь — это один из самых архаичных символов загробного мира в волшебной сказке. Возможно, в этом есть связь с библейскими сюжетами. Так например, в Апокалипсисе смерть сидит верхом на «бледном коне». А голубой — это усиление бледного, это еще бледнее, чем даже чистый белый.
Синий в кино Дэвида Линча
Многие фильмы Линча в своих сюжетах имеют имеют связь с мифологией, потусторонним миром и разными необычными вещами. Начиная с фильма «Синий Бархат», он почти в каждом фильме вводит эти 2 цвета — синий и красный.
В самом начале «Твин Пикса» мы видим Лил в красном жакете и с голубой розой. Прямо расшифровки в фильме не дается. Однако, узнаем, что есть «дело голубой розы», расследующее в том числе и серию загадочных исчезновений людей. Мы можем догадаться, что это что тайное, мистической и связанное с двоемирьем.
В «Малхолланд Драйве» тоже много синего. Синими софитами освещен зрительный зал театра «Силентиум», где все ненастоящее. Главная героиня (точнее, антигерой) получает в конце фильма синий ключ, после чего совершает самоубийство.
Синий у брендов
Если вы бренд и выбираете основной фирменный цвет, то отправная точка — это идея, которую вы хотите донести. Идея создает контекст. И уже в этом контексте будет проявляться цвет. Если контест — легкость и простота, то синий, наверняка, будет выражать именно эти чувства. Серьезный корпоративный контекст будет рисовать доверие, а мифологический — сами знаете что.
В следующий раз поговорим о зеленом. Будет не намного меньше мистики и духов.