Найти тему
Любитель Истории

Авраам-историческая личность.

Здравствуйте уважаемые читатели.

В этой статье хотел бы рассказать об одном Библейском персонаже - Аврааме. Многие наверное слышали о нем, многие знают. Многие, кто знаком со священным писанием, просто принимают существование всех библейских персонажей и событий на веру. Кто-то считает это вымыслом. Я же считаю, что Авраам являлся вполне себе исторической личностью. И мог реально существовать в тот период времени, о котором говорит нам библейская традиция.

Кто же такой Авраам?

Авраам с древнееврейского языка переводится как отец множества. Авраам был сыном Фарры, отцом Измаила и Исаака. Является родоначальником евреев и различных арабских племен. Первый, кто в Библии называется евреем. (Бытие. 14:13). В раввинистической литературе является одним из трех патриархов (Авраам, Исаак, Иаков). В Исламе соответствует Ибрахиму, сыну Азара.

Теперь посмотрим на историю жизни Авраама. И выделим основные моменты, на мой взгляд, которые наиболее важные для нашего исследования.

В Библии говориться, что Авраам родился в Уре. По иудейской традиции в 1812 г.до.н.э. По православной в 2115 г.до.н.э. По энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона в 2040 г.до.н.э.

Отец Авраама Фарра покинул Ур и взяв семью отправился в Ханаан. Бытие. 11:32.

Авраам взяв свою жену направился в Египет. И имел от фараона различные блага, такие как скот, рабов и рабынь. Бытие. 12:1-20.

-2

Далее Авраам покидает Египет, (история пребывания в Египте описана в Библии. Бытие. 12:1-20).

Авраам и его племянник Лот, (сын брата Авраама Арана) были богаты скотом, серебром и золотом. Поэтому, чтобы между их пастухами не было раздора, они разделились и поселились в разных местах. Лот отправился на восток, в Иорданские окрестности. А Авраам поселился в Ханаане с семьёй, с ними были и их пастухи. Бытие. 13:8-12.

Далее говорится, что на Содом, где жил Лот напало войско царя Эламского и союзных ему царей.

Авраам вооружает своих рабов и догнав неприятеля нападает на него, вызволяя Лота. После этого Авраам получает благословение от Мелхиседека, царя Салима, а царь Садома предложил забрать ему военную добычу. Бытие. 14:1-24.

О чем это может говорить, какая история может скрываться за этим?

Как я уже писал в предыдущей статье, в конце III тыс. до. н. э на территории Месопотамии, в период правления III династии Ура в (2050-1930 гг.до.н.э), в судебных документах начинают появляться упоминания о различных группах, или объединений на подобии "хабиру"- в зависимости от источника и эпохи, являвшиеся кочевниками, повстанцами, разбойниками совершающими набеги, торговцами, рабами, наемными воинами и.т.п. Так же в контексте того, что "хабиру" могли состоять и из рабов, можно рассматривать и кодекс царя Иссина, Липит-Иштара (1934-1924 гг.до.н.э). Но в самом кодексе нет прямого упоминания о "хабиру". В кодексе говорится: "Если раб-человек отбыл свое рабство своему господину и если это подтверждено господином дважды, этому рабу может быть дана свобода". Какая тут могла быть связь? Ещё начиная с более раннего периода, в храмовом хозяйстве использовались храмовые слуги и рабы, то есть не свободные общинники, а зависимые от храмового хозяйства и находившиеся на его содержании люди. Данные люди могли и исполнять роль храмовой стражи. Поэтому, уже в более позднее время, если раба отпускали, как упоминает Кодекс Липит-Иштара, скорее всего он мог участвовать в военной службе. А в более позднее время основу для групп "хабиру" могли составлять рабы и наемные воины.

Упоминаются "хабиру" и в клинописных табличках, относящихся к староассирийскому периоду которые были найдёны на территории ассирийской торговой колонии Алишар-Хююк в Малой Азии (первая половина XVIII в.до.н.э). Так известно письмо к древнеассирийскому купцу, проживающему в Алишаре, в котором содержится просьба о помощи в освобождении, или выкупе нескольких хабиру, ранее служивших во дворце Шалахшува, одного из городов-государств, находящихся в восточной части Малой Азии.

В текстах из Ларсы времен правления царя Варад-Сина (1835-1823 гг.до.н.э). В тексте первого года правления царя Ларсы Рим-Сина (1823-1763 гг.до.н.э) говорится о выделении платы “вождям хабиру” из храмовой казны. Очевидно, что эти хабиру были организованными военными контингентами правителей Ларсы. Подобные упоминания встречаются и в древневавилонских текстах периода правления Хаммурапи (1793-1750 гг.до.н.э), и Эламских текстах. Наряду с этими зависимыми воинами, появляются и “группы” так называемых вольных хабиру. Их деятельность в основном направлена против городов. Они захватывают, совершают набеги (ишхиту) на них. Таким образом, источники изображают “хабиру” старовавилонского периода, как воинов находящихся либо на службе у царей, либо как независимых воинов (ите).

И тут вернемся к библейской истории Авраама.

История Авраама и его семьи описанная в Библии может быть похожа на описанные в письменных источниках социально-экономические отношения “хабиру” и правителей III династии Ура, Иссина, Ларсы, староассирийского и старовавилонского периодов.

Возможно, Авраам как раз и принадлежал к подобным группам, как хабиру.

Какие же указания на это могут быть в Библии?

1) Авраам родился по разных традициям между 2115 и 1812 г. до.н.э. Следовательно он мог застать правления и III династии Ура, Иссина, Ларсы.

2) В Библии говориться, что Авраам имел от фараона различные блага, такие как скот, рабов и рабынь. Бытие. 12:1-20.

Возможно, это есть отражение в Библии того, что “хабиру”, могли поступать на службу к различным правителям.

3) Возможно, подтверждением этого в Библии является упоминание того, что Авраам и Лот были богаты скотом, серебром и золотом.

4) Библия говорит нам: Лот отправился на восток, в Иорданские окрестности. А Авраам поселился в Ханаане. Из текста Библии видно, что Авраам и Лот поселились там не одни и даже не просто со своей семьёй, с ними были и их пастухи. Бытие. 13:8-12.

Авраама и Лота можно назвать некими предводителями данных групп. Так, как приход таких групп в какую-либо область вряд ли прошёл бы не замеченным для каких-либо местных правителей.

5) Далее говорится, что на Содом, где жил Лот напало войско царя Эламского и союзных ему царей. Авраам вооружает своих рабов и догнав неприятеля нападает на него и вызволяет Лота. После этого Авраам получает благословение от царя Салима, Мелхиседека, а царь Садома предложил забрать ему военную добычу. Бытие. 14:1-24.

Все эти повествования в Библии очень напоминают отношения между “хабиру” с правителями Ларсы и других городов-государств, которые упоминаются в древних клинописных текстах.

Из всего этого, можно сделать вывод о том, что Авраам может являться историческим лицом.