Декабрь. Сочи. Красная поляна
Вообще, утренняя мужская компания – сообщество почти сакральное. Кто-то деловито готовит завтрак, кто-то уже пьет кофе, любуясь горами. Нет суеты. Мы, кстати, ели на завтрак фирменную яичницу с помидорами и луком от Ильдара, которую его научил готовить отец.
На Красную поляну мы приехали катнуть на хард-эндуро – это небольшие, но резвые и выносливые мотоциклы, на которых гоняют по бездорожью и горам. Увидеть красоту гор в отличной компании, ну и желание уйти со стандартного маршрута — все это то, ради чего мы задумали поездку.
В горах обещали дождь, но обещать Гидрометцентр умеет, лучше любого пикап-мастера.
Накануне я проехал 360 км в ночи на харлее по декабрьской горной дороге. Но, что это, если ты все еще полон энтузиазма и готов к новым открытиям, и желание заглянуть за следующий поворот, холм, лесок все еще с тобой.
Приехали мы в один из центров, который предлагает напрокат китайские и японские эндуро. Находился он в живописном месте, а наверху офиса был чудесный бар, где можно было перекусить, выпить чаю и не только.
Сотрудники центра провели легкий инструктаж, я бы даже сказал «легонький», и завершили его напутствием:
– Умеете водить мотоциклы ? Едем…
Раздали экипировку, которая оказалась летней и такой же легонькой, как и инструктаж. Все по классике: термобелье, черепаха, джерси, штаны для эндуро и ветровки, шлем, очки, перчатки и небольшой рюкзак, высокие жесткие сапоги… В рюкзаки, мы положили воду и телефоны, я завернул документы и деньги в специальную сумочку и тоже положил в общий скарб (инструктор правда уверял меня, что это лишнее).
Шлем с козырьком, очки и жесткие сапоги важный элемент безопасности, но греют плохо. Я, наученный горьким опытом, решил добавить еще теплую жилетку под тонкую ветровку. Мои друзья оделись полегче.
Какое-то время мы погоняли возле базы по лужам на эндуро, проехали ручей, помесили грязь. Стало понятно, что легко не будет.
Когда привык ездить с АВС и кучей электронных помощников, немного притупляется чувство опасности. Плюс выданные эндуро «обуты» в пешку – которая хорошо ведет себя в грязи, но плохо на асфальте, потом она покажет нам свой характер на дороге.
Двинулись в горы, с нами инструктор Саша. Мои приключения начались буквально с первых минут путешествия. Нам необходимо было подняться в гору по трассе-дублеру. Я шел третьим. Инструктор и Ильдар резко повернули на второстепенную дорогу, уходящую в горы. Я чуть замешкался, нажал на тормоз, и тут все пошло не так.
Сам того не понимая, я слишком жестко нажал на тормоз, заднее колесо блокировалось и стало «обгонять» переднее – байк понесло боком. Навстречу ехал автобус. В мои планы не входило залететь под колеса – стал перекладывать эндуро с одного бока на другой. Животные инстинкты и тренировки на удержание равновесия в зале дзюдо помогли удержать байк от падения и остаться в своей полосе.
Признаюсь, кирпичей в тот момент я наложил изрядно. (Наложить кирпичей - это на языке байкеров сильно испугаться). Как я понял те, кто видели все мои маневры, тоже открыли по филиалу кирпичного завода.
Я понял, что моя Pan America, слишком меня расслабила и дала ложное чувство уверенности. Этот маленький шустрый эндуро быстро дал мне понять, как все зыбко. Как важно быть собранным, осторожным.
Дальше я ехал внимательно и чуть скованно.
Все-таки свернув в горы, мы поехали по проселочным развитым дорогам, узкому серпантину со встречным транспортом, ямами, горными ручьями. Навстречу выбегали собаки, которые бросились под колеса и облаивали нас.
Я из-за пережитого ехал неуверенно и задерживал колонну. Парни, для которых путешествие началось не столь драматично, ехали быстрее.
Начал накрапывать противный декабрьский дождик.
Как в поговорке, если что-то может пойти не так, обязательно так и произойдет. В одной из долин дорогу нам перегородили какие-то люди. Оказалось, впереди поля для гольфа, и тут не проехать. Мы какое-то время препирались с охраной, которая объясняла нам это частная территория, что нужно возвращаться обратно.
Дабы не обострять обстановку, мы решили продолжить путь по «разрешенному» маршруту – какими-то жутким буеракам, кустам и холмам покрытым редким лесом.
Я окончательно убедился, что навыков мне не хватает. В этот момент я испытал снова жесткий дискомфорт и внутреннюю борьбу между позитивными установками и глубинными негативными убеждениями.
Во-первых, я справлялся с трассой хуже, чем другие. Так мне казалось тогда.
На самом деле не хуже и не лучше. Что-то получалось у меня, что-то у парней.
Во-вторых, я реально опасался всех этих жестких подъемов и спусков.
А в-третьих, я не привык выжимать гашетку на полную, держать высокие обороты «насиловать» мотоцикл (да и вообще кого бы то ни было). К технике привык относиться бережно. А при общении с эндуро надо дубасить, давить, выкручивать и быть очень, просто суперуверенным в себе!
Вот этой уверенности, если хотите – жесткости, мне и не хватало. Впереди крутой подъем. Ребята, пусть и не с первой попытки, но заезжают. Я же ни в первый, ни второй раз подняться не смог. В итоге Саша-инструктор просто спустился, взял мой мотоцикл и заехал на нем вверх.
Вот представьте мое состояние, когда ты под мелким дождиком бредешь в гору пешком, а наверху стоят ребята и ждут тебя. Опять колоссальное испытание для моего эго.
Опущу детали про форсирование речушек, когда думаешь лишь о том, чтобы не утопить свой мотоцикл, про канавы, которые словно специально нарыли для тебя. Все эти препятствия только усилили мою неуверенность.
Впереди еще подъем, вроде невысокий – метров 100, да еще сверху плита сантиметров 40, на которую нужно заскочить сходу.
И я опять не могу взять этот барьер. Ребята сверху подбадривают:
– Мурат, давай-давай, дубась-дави.
– Хорошо, хорошо, – стиснув зубы, говорю я.
И почему-то в этот момент я вспомнил исследование – что полнота заразительна. Если тебя окружают полные люди, растет вероятность, что и ты станешь полным. Но это работает и в положительную сторону. Если другие могут собраться и преодолеть, то и ты заражаешься их состоянием.
Парни смогли, и я смогу. Что надо делать? Действовать так, как будто ты один из лучших. Конечно самым крутым из нас был инструктор Саша. Я стал копировать его действия. И! У меня получилось забраться на гору.
...В нашем мозге есть зеркальные нейроны, задача которых отслеживать, что думают и чувствуют другие люди. И еще они помогают повторять движения других. Пока парни штурмовали буераки, я стоял у подножия горы и пытался понять, что думает, чувствует и как действует инструктор. Я так раньше смотрел боксерские бои: уклонялся, морщился, наносил удары в месте с Костей Цзю или Роем Джонсом.
Нужно заразится целью забраться наверх. Зараза к заразе. Наш мозг удивительно легко представляет негативный исход. И для меня было главным отделить из моего мысленного винегрета все, что касалось ущемленного самолюбия, беспомощности и страха совершить ошибку в управлении байком.
Ох, как трудно это дается! Все, что касается самолюбия, дурацкие мысли: «у меня не получится», «надо было подготовиться лучше», я сложил в метрах пяти за кустом. Все ошибки управления старался заменить на правильный шаблон: надо откатить байк от подножия метров на 10 для лучшего разгона, тут он берет левее, тут едет в стойке, тут вторая передача.
Но это сейчас я так гладко излагаю, тогда же у подножия горы все смешивалось, и я повторял ошибки друзей… и мысли, спрятанные за кустом, догоняли меня, падающего у очередной канавы.
Но я смог! Я покорил эту стометровую вершину!
Заехать в горы – это ползадачи, но надо еще и спуститься. Стемнело, и дождь усилился. Мы все промокли и зверски устали. У эндуро фары очень слабые, а у пары мотоциклов их нет, габаритов нет вообще ни у кого.
Когда поехали вниз, дождь лил уже по-настоящему. Мы грязные, как черти, габариты не горят на трассе нас просто не видно. А машины, которым тоже как назло куда-то приспичило ехать, идут по этой же дороге и нас просто не видят.
На обратном пути сломался мотоцикл, на котором ехал Дмитрий – сгорело сцепление. К тому же на повороте он разложил байк, сильно ударившись, травмировал бок и ногу. Инструктор отдал ему свой эндуро, а сам пересел на сломанный. Как он на нем ехал до базы, я и представить себе не могу.
Мы доехали все живые и даже почти невредимые. Ребята из центра проката отмывали нас из керхера вместе с мотоциклами – грязь отлетала комьями.
Вы просто представьте себе, какое счастье после таких приключений залезть под горячий душ и стоять, бес-ко-не-чно. Это потом мы говорили, что душ слабенький, и температура воды недостаточно высокая, но попробуй хоть одного из нас тогда выгнать из-под этих живительных струй!
Поездка на эндуро, вместо обещанных трех часов, вылилась в семь постоянного напряжения, преодоления себя, моральной и физической боли. Кстати, вода из рюкзачков никому не понадобилась – хватило дождя и пота. А телефон я так и ни разу не достал.
Думаю, что же помогло мне справиться с безнадегой, когда у тебя ничего не получается?
Пример других – они смогли, а значит и я смогу. Поддержка друзей:
– Мурат, дубась-дубась, давай!!! Аааа! Молодца!!!
А еще, друзья мои, я понял очень важную вещь – обесценивание, прежде всего, возникает в нас самих. Вот с этим чувством надо справляться в первую очередь. Хотите, складывайте под кустик в пяти метрах, или несите в ближайшую помойку. И все у вас получится, у нас же получилось!