Найти в Дзене
O K

Подводная лодка в Музее Мирового океана Калининграда

Подводная лодка Б-413 пришвартована у набережной Исторического флота Военно-морского центра Музея Мирового океана Калининграда. Этот музейный комплекс в Калининграде был создан с целью сохранения военно-морской истории России. В комплекс экспозиции Военно-морского центра входят музейные суда "Витязь", "Космонавт Виктор Пацаев", рыболовное судно "СРТ-129", гидросамолёт "Бе-12" и подводная лодка Б-413.
Из всех объектов Военно-морского центра Музея Мирового океана дизель-электрическая подводная лодка Б-413, пожалуй, пользуется самой большой популярностью, привлекая и просто любопытных посетителей, и заинтересованных морских романтиков, и глубоко погружённых в тему любителей военной техники.
Лодка Б-413 проекта 641 (Foxtrot по классификации НАТО) - уникальное музейное судно. Это единственная подводная музейная лодка, которая находится "на плаву", и одна из немногих в мире сохранившихся подводных лодок, которая условно относится к до-атомному периоду подводного флота. Уникальность лодки с

Подводная лодка Б-413 пришвартована у набережной Исторического флота Военно-морского центра Музея Мирового океана Калининграда. Этот музейный комплекс в Калининграде был создан с целью сохранения военно-морской истории России. В комплекс экспозиции Военно-морского центра входят музейные суда "Витязь", "Космонавт Виктор Пацаев", рыболовное судно "СРТ-129", гидросамолёт "Бе-12" и подводная лодка Б-413.
Из всех объектов Военно-морского центра Музея Мирового океана дизель-электрическая подводная лодка Б-413, пожалуй, пользуется самой большой популярностью, привлекая и просто любопытных посетителей, и заинтересованных морских романтиков, и глубоко погружённых в тему любителей военной техники.
Лодка Б-413 проекта 641 (Foxtrot по классификации НАТО) - уникальное музейное судно. Это единственная подводная музейная лодка, которая находится "на плаву", и одна из немногих в мире сохранившихся подводных лодок, которая условно относится к до-атомному периоду подводного флота. Уникальность лодки состоит ещё и в том, что она сохранена в первозданном виде.

Главные тактико-технические характеристики Б-413:
длина - 91,3 метров, ширина - 8,5 метров, осадка - 5 метров.
Автономность плавания - 90 суток, дальность плавания с экономической надводной скоростью 8 узлов - 30 000 миль.
Экипаж - 80 человек, из них 13 - офицеры, 11 - мичманы, 16 - старшины, 40 - матросы.
Водоизмещение: надводное положение - 1945 тонн; подводное положение - 2472 тонны.
Глубина погружения: предельная - 400 метров; рабочая - 250 метров; перископная - 9 метров.
Максимальная скорость: надводное положение - 16,8 узлов; подводное положение - 16 узлов.
Вооружение: шесть 533 мм носовых торпедных аппаратов и четыре 533 мм кормовых торпедных аппарата.
Боезапас: торпедный вариант загрузки - 22 торпеды; минный вариант - 22 мины и 12 торпед; глубина стрельбы - до 100 метров.

Все эти технические характеристики давно были рассекречены.

Океанские дизель-электрические подводные лодки проекта 641, к которому относится ПЛ Б-413, строились с 1958 по 1971 годы на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Всего было построено 75 лодок: 58 – для ВМФ СССР, 17 – для Индии, Ливии и Кубы. Лодки этого проекта до 90-х годов выполняли задачи в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Подобная лодка принимала участие в съёмках советского фильма "Слушать в отсеках" 1985 года выпуска.
Одна из лодок проекта 641, списанная ПЛ Б-39, была передана в США, и сейчас выставляется в качестве музейного экспоната в Maritime Museum of San Diego.

Подводная лодка проекта 641 "Запорожье" входила некогда в состав ВМС Украины. После возвращения Крыма в Россию в 2014 году, ПЛ "Запорожье" перешла под управление Черноморского флота РФ и стала единственной на данный момент работоспособной подводной лодкой проекта 641. В марте 2020 года лодку "Запорожье" перевели в бухту Инженерная в Севастополе. Севастопольский Военно-исторический музей фортификационных сооружений собирается превратить "Запорожье" в музейный экспонат.

А история музейной ПЛ Б-413, пришвартованной у набережной Исторического флота Военно-морского центра Музея Мирового океана Калининграда, начиналась в 1968 году, тогда она была спущена на воду и вошла в состав ВМФ СССР. До 1990 года подводная лодка находилась в составе Северного флота, в дальнейшем - в составе Балтийского флота. В 2000 году ПЛ была передана Музею Мирового океана. В 2018 году Б-413 была отмечена знаком "Морское наследие России".

Подводная лодка Б-413 имеет семь отсеков: носовой торпедный; носовой аккумуляторный и жилой; центральный пост; кормовой аккумуляторный и жилой; дизельный; электромоторный; кормовой торпедный и жилой отсеки. Три отсека совмещают сразу несколько функций. Во втором отсеке расположены каюты командира и офицеров, офицерская кают-компания, гидроакустическая рубка; в четвертом отсеке — каюты офицеров и мичманов, кают-компания старшин, камбуз; в седьмом отсеке — койки для рядового состава, средства спасения и аварийный люк.

В первый носовой торпедный отсек можно попасть, спустившись через носовой люк. В носовом отсеке музейной лодки развёрнута экспозиция «Из истории подводного флота России», отражающая в моделях и фотографиях основные вехи этой истории. Экспозиция дополняет тактико-техническое оборудование подводной лодки. В носовом торпедном отсеке размещены в два ряда шесть труб 533-миллиметровых носовых торпедных аппаратов, прибор управления торпедной стрельбой и стеллажи с запасными торпедами.

Кают-компания ПЛ, расположенная во втором отсеке, при необходимости может быть переоборудована под операционную. Для этого над столом кают-компании вмонтированы мощные осветительные лампы, яркость которых используется при хирургических операциях.

Третий отсек – это центральный пост. Отсек буквально "нашпигован" приборами и устройствами, с помощью которых ведётся управление движением лодки, погружением и всплытием. В центральный отсек выходят окуляры перископов, здесь стоят индикаторы радиолокационных станций (РЛС), штурманское оборудование: гирокомпас, эхолот, эхоледомер и радиопеленгатор.

В четвертом отсеке расположены кают-компания старшин, камбуз и рубка радиосвязи, где установлены радиоприемники, радиопередатчики и аппаратура сверхбыстродействующей связи.

В пятом отсеке находятся три дизеля 2Д42, работающие при движении лодки в надводном положении и обеспечивающие скорость до 16 узлов.

В шестом отсеке установлены три электродвигателя: два - ПГ-101 и один  ПГ-102, а также электродвигатель экономического хода ПГ-104. В надводном положении используется главный электродвигатель в пятом отсеке подводной лодки, а для достижения режима максимальной тишины используется двигатель экономического хода. Такой электродвигатель работает практически бесшумно, за счёт чего дизель-электрическую подводную лодку враги даже прозвали "Чёрной дырой".

Последний, седьмой - это кормовой торпедный отсек, в котором находятся койки личного состава, четыре 533-мм торпедных аппарата и прибор управления торпедной стрельбой.

Здесь же развёрнута экспозиция, посвященная трагическим страницам истории отечественного флота — гибели атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск». Среди экспонатов музея - флагшток с «Комсомольца», фотографии, сделанные подводными аппаратами на месте гибели лодки, и фрагменты корпуса «Курска».
На моём канале уже опубликован видеоролик, снятый
в кормовом торпедном отсеке. В ближайшее время я постараюсь опубликовать ещё несколько подобных видеороликов. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.