Итак, Господь сказал притчу: «у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё» (Лк. 12, 16-18).
Правильно он решил? Правильно. Это же не колхоз. И даже не совхоз. Поэтому нужно урожай собрать, а не сгноить в поле. Но потом он сказал: «и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12, 19).
А вот это неправильно. Почему? Потому что цель жизни человека – это не приобрести добра вдоволь, чтобы потом ничего не делать и пить, веселиться, гулять. Не для этого... Господь одному попускает бедность, другому попускает богатство. С какой целью? Бедность – это есть инструмент к смирению. А богатство – это инструмент для добрых дел. Поэтому от бедного Господь ждёт самоограничения, а от богатого ждёт жертвенной любви к своему ближнему. А вот «пей душа, покойся, веселись» – это богопротивное состояние. Масса преступлений совершается от праздности, особенно в молодом возрасте.
И вот «Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12, 20). Ну, как кому? Либо детям, которые всё это пустят под откос, либо ворам. Очень часто, чаще, чем обычно, пока человек жив – он состоятелен, стоит ему умереть – ничего не остаётся. Всё, что он делал, идёт прахом. А вот если бы он это вложил в какое-то дело доброе, то спустя и сто лет, и двести это существовало бы. Построил граф Шереметьев странноприимный дом – до сих пор мы пользуемся институтом Склифосовского. Я сам там лежал. И здание украшает Москву. Построил князь Голицын больницу – до сих пор она существует под именем Первая Градская. Прошло двести лет, а плодами их трудов люди пользуются. Хотя их уже и нет на нашей земле, таких родов, которые столетиями служили России, а вот дело их доброе, которое они совершили, оно продолжает жить и действовать в веках. Вот именно для этого Господь и попускает человеку большой урожай. Вот в этом смысл.
«Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12, 21). Богатство бывает трёх видов. Первое – телесное: здоровье, красота, физическая сила. Здоровье телесное – это есть богатство. Богатство бывает душевное: приобретённые знания, таланты от Бога, какие-то навыки разные – от навыка сантехника до навыка игры на органе. Сокровища бывают духовные – это молитва, это знание закона Божьего и самое главное – это есть добродетели христианские. И вот всеми тремя составами: и своим телом, и своими душевными талантами, и своими духовными достижениями (если таковые есть) человек, по замыслу Отца Небесного, должен послужить Богу. Вот это называется «богатеть в Бога». Почему так? Потому что, когда человек трудится для Бога (а Бог – Он безначален и вечен), то через это служение человек приобщается к Божественной вечности. Его жизнь приобретает огромный смысл. И тогда ему незачем искать каких-то мелких смыслов. Наоборот, человек всю жизнь свою выстраивает таким образом, чтобы то, что он получил от Бога (а всё, даже нашу жизнь с вами мы получили от Бога), мы, естественно, возвращаем Ему через служение Ему. Тогда ситуация вокруг нас (жизнь, люди, события) начинает иметь Божественное преображение. Когда же человек служит себе, то это всегда вызывает неприятные чувства. И если у человека есть деньги, ум, образование, хорошая должность, нужно это использовать не для того, чтобы обеспечить себе спокойное существование («покойся, ешь, пей, веселись»). Нет. А для того, чтобы этим ещё больше послужить. У каждой должности есть свой ресурс. У каждого образования есть свой ресурс. У всяких телесных возможностей есть свой ресурс. И это надо поставить на службу Богу. Каким образом? Очень просто. Алгоритм должен быть нам известен: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40).
Служим людям, как служим Богу. Потому что любовь к Богу выражается только одним способом – через любовь к образу Божию, который есть человек. Господь заповедал нам служить ближнему, дал нам такое завещание, умыв перед Своей смертной казнью ноги ученикам. Их это очень смутило. И, конечно, они это запомнили. И так крепко запомнили, что передали это нам. И мы две тысячи лет уже об этом вспоминаем. Сам Христос, Создатель вселенной и всех нас, преклонив колено, умыл ноги Своим ученикам, простым рыбакам, для того, чтобы и мы свою жизнь проводили так же. Не для себя, ища покоя, удовольствия, отдыха, чтобы нам только никто не мешал, не раздражал. Потому что очень многие люди ищут покоя: куда бы уехать, где бы скрыться, где бы запереться, во что бы уйти. Один музычку слушает, другой травку покуривает, третий в походы ходит – куда-то вообще удалиться. Конечно, каждому человеку на малое время нужен отдых. Для этого, собственно, служит сон, когда мы уходим в мир грёз. Потому что на самом деле каждому человеку снятся сны, просто он не всегда это помнит. И этого достаточно. Господь знает, что каждому живому организму необходим отдых. Но цель не в том, чтобы жизнь превратить в праздник. Как в другой притче, богатый настолько праздновал, что перестал видеть болящего Лазаря рядом с собой. Но, наоборот, сколько есть сил и возможностей – нужно служить своему ближнему. В каких организованных формах это будет – не так и важно. Но главное, чтобы прилагать к этому сердце. Чтобы работать не за зарплату, ни от сих до сих. Не делать халтуру – лишь бы содрать за это деньги. Не сидеть бесцельно на работе, болтая, распивая чайки. Это абсолютно богопротивные вещи. Назначение работы – чтобы быть соработником Богу, а не в том смысле, чтобы для себя заработать деньги и потом их на себя же и потратить. Это, собственно, ничем не отличается от грабежа: ограбил, деньги взял, их истратил на себя и пошёл дальше искать, где бы ещё что бы грабануть. Уж очень многие люди грабят как бы на законном основании: кто хозяина, кто казну и так далее. А это же всё средство, которое можно направлять на служение ближним, на украшение всего вокруг себя. Туда входит, конечно, и своё семейство. Это безусловно. Как апостол говорит, «если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного» (1Тим. 5, 8). Это понятно. И это очень естественно. Если и волк любит своё дитя, то тем более и человек.
Но не только это. Потому что, служа своим детям, мы служим и себе. А христианское сердце должно расширяться до такого размера, чтобы вместить туда и свой мир. А у нас как получается, даже на одном приходе: «Это мои интересы, а это – вы». «А-а-а – это храм Благовещения. А-а-а – это храм Митрофания. А-а-а – это вечно они». Как будто у нас разные настоятели, разные страны. Как будто мы не все участвуем в одном деле. А почему? Даже уже внутри служения в самом храме можно поменять ориентиры и служить уже не Богу, а своему покою. «Я хочу, чтобы мне было покойно. Чтобы было сделано так, как хочу я. Чтобы мне – удобно». А на остальных – абсолютно наплевать. И совершенно неинтересно, что ещё происходит вне той зоны ответственности, которая мне выделена. Поэтому вот от того, что сказал этот человек, который получил от Бога, кстати, хороший урожай, от этого совершенно не застрахован никто. Никто. А другой приход? А другая страна? А другой вообще народ? Это что, не наше что ли дело? «А как же я буду вмешиваться?» А не вмешиваться надо. А надо тот малый ресурс, который у тебя есть, поставить на служение. И смысл того, что ты делаешь, не для того существует, чтобы всем досадить. Без конца ходить и всем досаждать. А для того, чтобы то, что ты делаешь, радовало всех духовной радостью. Вот в этом смысл. В этом смысл и воспитания детей. Не для того, чтобы превратиться в зануду, про которого думают: «Ой, прости Господи, чтоб ты скорей бы...» Это что – воспитание? Это что – поучение? «А я не знаю, как». А ты поучись. А ты купи книжечку. А ты проконсультируйся со специалистом, если ты такой незнающий, не соображающий. Есть же люди, которые профессионально занимаются разной деятельностью: одни рубят уголёк, другие управляют парусными судами. Всегда же можно найти человека, с помощью которого можно сделать то, что нужно, наилучшим способом.
Но мы-то хотим чего? Покоя, отдыха. Хотим лежать. Хотим читать, и чтобы нам никто не мешал. Даже некоторые открывают молитвослов, а когда кто-то входит в комнату, набрасываются на него: «Ты что, не видишь, что я молюсь?» Слушай, родненький, кому нужна твоя молитва? Это не молитва, потому что она не приносит плода. Если к тебе обратился ближний (а каждый ближний – это есть посланник Божий), то сделай то, что он просит, помоги ему. Причём, сделай с умом. Потому что этот ближний может быть и жулик. Этот ближний может и имитатором быть. Этот ближний, может быть, и нахлебник. Этот ближний, который вообще затевает катастрофу, а ты можешь стать соучастником. Нет. Если ты не хочешь думать, то, значит, ты хочешь обеспечить себе покой. Ты опять хочешь покоиться: пить, есть и веселиться. Нет. Голова должна всегда работать – поэтому она нам и дана. Сердце – тоже всегда должно быть в работе. И душа. Душа! Она должна трудиться ради Господа. Если мы хотим быть христианами, то наше христианство должно быть в постоянном труде для Господа.
Если бы на месте моём был бы Христос, как бы Он поступил с этим человеком? Ведь если это Понтий Пилат, то Он бы не стал с ним разговаривать. А если это плачущая наинская вдова, так Он воскресил её умершего сына. «А я не могу воскресить». А кто от тебя это требует? Ты служи тем, чем можешь. Умеешь подметать – подметай. Умеешь мыть посуду – помой. Делай то, что ты умеешь. И тогда этим угодишь Богу. Потому что для Бога не важно, что ты построил: международную космическую станцию или посадил цветок. В масштабе Божественном и то, и другое – ничтожно. В масштабе человеческом (человек маленький такой, гномик) – это, конечно, ну, очень важно. Он, человечек, различает масштабы. Но в масштабе вселенной... Даже если в космос улететь – недалеко. Наша земля со всеми горами, впадинами, Маракотовыми безднами – это отполированный бильярдный шар. Ну что такое Джомолунгма – восемь километров в масштабе огромной планеты? Если в микроскоп посмотреть на бильярдный шар, мы тоже там увидим это всё: и горы, и холмы и так далее. Для Бога важно не величие того, что ты сделал, а как ты это сделал и во имя чего ты это сделал. Как и во имя чего. Вот это надо всегда себе приводить на ум. Тогда не получится, как в этой притче. Тогда научимся богатеть в Бога.
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/