Найти тему

Метафорические карты для интересных уроков иностранного языка

Оглавление

В современном мире эффективные методы и подходы к обучению иностранным языкам играют важную роль в достижении высокого уровня коммуникативной компетенции учеников. Одним из таких многообещающих и нестандартных инструментов являются метафорические карты (сокращенно и далее в статье МАК). Использование МАК на уроках иностранного языка помогает развивать у студентов не только языковые навыки и умения, но и их креативность, критическое мышление и способность к коммуникации.

Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это колода картинок с разными жизненными ситуациями, персонажами, предметами и животными. Они часто основаны на метафорах - языковых фигурах речи, где одно понятие описывается или понимается через аналогии с другим понятием. Они не похожи на игральные или гадальные карты.

Изначально были разработаны для психотерапии, в основном с ними работают психологи и коучи. Однако сегодня МАК применяются в бизнес-консультировании, трансформационных играх, духовных практиках, творчестве, развитии эмоционального интеллекта, астрологии и, конечно же, в изучении иностранных языков.

В данной статье я расскажу о преимуществах использования МАК на уроках иностранного языка и дам практические рекомендации, как эффективно внедрить этот инструмент в учебный процесс, а также поделюсь несколькими колодами, которые использую в учебном процессе.

-2

Введение в концепцию метафорических карт (МАК)

Итак, метафорические карты представляют собой графические или словесные изображения, которые используются для визуализации и представления концепций, идей и отношений между ними. Они часто основаны на метафорах - языковых фигурах речи, где одно понятие описывается или понимается через аналогии с другим понятием.

Карты могут представлять изображения, символы, цвета или слова, которые активизируют ассоциативные связи и провоцируют мышление студентов. Они помогают создать визуальные связи между концепциями и помогают ученикам лучше понять и усвоить новые языковые структуры и лексику.

Использование МАК в процессе обучения в классе способствует креативному и самостоятельному мышлению студентов и ведет к более глубокому и осмысленному усвоению иностранного языка.

Преимущества использования метафорических карт (МАК) на уроках иностранного языка

1. Адаптированность МАК к разным уровням навыков и возрастам студентов

Одним из преимуществ использования МАК на уроках иностранного языка является их адаптированность к разным возрастным группам и уровням навыков учащихся. МАК могут быть адаптированы для работы с детьми, подростками и взрослыми студентами, а также для студентов с разными уровнями владения языком. Это делает их универсальным инструментом, который можно успешно применять в различных классах и с разными группами студентов.

2.Повышение коммуникативной компетенции и эмоциональной уязвимости студентов

Использование МАК на уроках иностранного языка способствует развитию коммуникативной компетенции у студентов. Карты могут служить триггером для обсуждения различных тем и ситуаций на иностранном языке, предоставляя студентам возможность практиковать свои умения в общении и выражении своих мыслей и чувств. Кроме того, использование МАК способствует развитию эмоциональной уязвимости, поскольку иллюстрации и символы могут вызывать эмоциональные реакции и обсуждение, что создает более подлинные и живые ситуации для использования иностранного языка.

-3

3. Стимуляция активного обучения и творческого мышления

Использование МАК на уроках иностранного языка способствует активному обучению и стимулирует творческое мышление. Ученики активно взаимодействуют с картами, анализируют, интерпретируют и создают свои собственные ассоциации и истории. Это поощряет учащихся думать нетрадиционно, применять свою фантазию и выражать себя на иностранном языке.

2. Визуальная стимуляция и удовольствие от обучения

Использование МАК на уроках иностранного языка визуально стимулирует обучающихся и приносит удовольствие от обучения. Изображения и символы привлекают внимание студентов, вызывая их интерес и любопытство. Это помогает создать позитивную атмосферу на уроке и увеличить мотивацию к изучению иностранного языка.

3. Развитие критического мышления и аналитических навыков

Работа с МАК способствует развитию критического мышления и аналитических навыков у студентов. Изображения и символы на картах могут быть источником обсуждения и анализа. Ученики должны анализировать информацию, создавать связи и делать выводы, что способствует развитию логического мышления и умения анализировать и обобщать.

-4

4. Развитие метапредметных умений

Метафорические карты часто связаны с другими предметными областями. Например, МАК могут отражать темы близкие к таким предметам, как география (идентификация стран и географических особенностей), история (изучение исторических событий и периодов) или искусства (анализ и интерпретация художественных картин или фотографий).

5. Способствование эмоциональной связи с языком

Метафорические карты могут помочь ученикам установить эмоциональную связь с изучаемым языком. Изображения могут вызывать эмоции и ассоциации, что позволяет студентам лучше воспринимать и понимать язык, а также стимулирует эмоциональное вовлечение в процесс обучения.

6. Современный и интерактивный метод обучения

Использование МАК - это современный и интерактивный метод обучения иностранному языку, включающий большое количество заданий и активностей и позволяющий создать активную обучающую среду с полным вовлечением и погружением в учебный процесс.

7. Развитие лексического запаса и понимание переносных значений слов

Использование МАК на уроках иностранного языка помогает ученикам расширить свой лексический запас и лучше понять переносные значения слов. Метафорические изображения и символы, представленные на картах, помогают визуализировать значения слов и связывать их с ассоциацией или внешними объектами. Это помогает учащимся лучше запоминать и усваивать новые слова, а также использовать их в контексте соответствующих метафорических аналогий.

-5

Практические советы по использованию метафорических карт (МАК) на уроках иностранного языка

Важно предоставить ученикам ясные и понятные инструкции для работы с МАК. Преподавателю следует объяснить, как они должны анализировать и интерпретировать изображения или слова на картах, как создавать связи и ассоциации с изучаемым языком, а также как использовать МАК для обсуждения и практики различных языковых навыков.

Примеры упражнений и игр, которые можно проводить с помощью МАК

Использование МАК открывает возможности для проведения различных упражнений и игр на уроках иностранного языка. Некоторые примеры включают:

Сторителлинг. Обучающийся сам выбирает изображения - открытый выбор или вслепую. Далее в зависимости от уровня владения языком можно опираться на следующие вопросы:

1. Что вы здесь видите?

2. О чём эта карта для вас?

3. Какие ассоциации она у вас вызывает?

4. Что вы чувствуете, глядя на неё?

5. На что это похоже в вашей жизни?

6. Какое название вы могли бы для неё придумать?

+Расширение рисунка.

7. Что бы вы в ней дорисовали?

8. Что в ней тогда изменится?

Групповой стрителлинг. Каждый игрок по очереди вытаскивает из колоды карту и спонтанно произносит какую-то фразу, которая у него ассоциируется с этой картой. Следующий игрок берет другую карту и пытается продолжить историю, опираясь исключительно на свои ассоциации. Для неподготовленной группы можно облегчить задачу, предложив вытаскивать за один раз сразу три карты и выбирать из них наиболее подходящую, исходя из логики развития сюжета. Сложнее всего приходится последнему игроку, которому предстоит завершить необычную историю.

-6

10 свойств. Обучающийся достает 1 карту из колоды и называет десять ее свойств, которые сразу же бросаются в глаза. Эти могут быть цвета, предметы и их характеристики, общее впечатление от изображения. Все десять свойств карты выписываются на листе бумаге. Затем можно использовать групповую, парную работу по угадыванию карты из колоды или описание карты, используя ассоциации партнера.

Кинофильм. Выбранная наугад карта рассматривается как застывший кадр киноленты: что изображено сейчас ? Что было «до»? Что будет «после»?

Визитка. Обучающийся выбирает 1 или несколько карт из открытой колоды, которые он ассоциирует с собой, и делает небольшое сообщение визитку о себе, на основе выбранной карты.

-7

Оценка эффективности использования МАК

Одним из важных аспектов внедрения метафорических карт на уроках иностранного языка является оценка их эффективности. Преподаватели могут осуществлять оценку на основе своего практического опыта и использования стандартных метрик оценки. Вот некоторые факторы, которые можно учесть при оценке эффективности использования МАК:

- Мотивация студентов: насколько использование МАК стимулирует и увлекает студентов на уроках. Это видно по их участию в заданиях, активностях и общей заинтересованности в изучении языка.

- Развитие навыков: как использование МАК способствует развитию различных навыков, таких как грамматика, лексика, аудирование, говорение и письмо.

- Качество коммуникации: уровень коммуникации между студентами при работе с МАК. Насколько успешно они могут обмениваться мнениями, задавать вопросы и объяснять свои идеи на иностранном языке в контексте карт.

- Усвоение материала: насколько успешно студенты усваивают изучаемый материал при использовании МАК.

- Профессиональное мнение: Преподаватели также могут провести анализ своего опыта использования МАК на уроках и дать свое профессиональное мнение о том, насколько эффективно они интегрированы в учебный процесс и способствуют достижению целей обучения.

- Отзывы студентов: Важно также учесть отзывы и мнения учеников об использовании МАК. Можно провести опрос или беседу с целью выявить их впечатления, удовлетворенность и оценку полезности МАК на уроках.

-8

Итак, главный вопрос "Где взять метафорические карты?"

Поделюсь с вами несколькими колодами, которые были найдены мной на просторах интернета, и которыми я уже давно пользуюсь. Некоторые из них подойдут для работы с детьми, некоторые со взрослыми.

Вот ссылки на колоды, которые вы можете скачать из моего телеграм-канала. Иллюстрации из них вы видите в этой статье.

MAK children https://t.me/proelt/15

MAK houses https://t.me/proelt/16

MAK pets https://t.me/proelt/17

MAK resursnoe mesto https://t.me/proelt/18

MAK surrealism https://t.me/proelt/19 Это мои любимые, они потрясающие.

MAK vse v moix rykax https://t.me/proelt/20

Есть еще 1 интересный способ - сделать свою колоду карт с помощью нейросетей. Здесь нужен некоторый навык правильно писать запросы. Бесплатные варианты: Кандинский https://kandinsky21.ru/, приложение Шедеврум, ruDALLe https://rudalle.ru/kandinsky30 (это апгрейд Кандинского), платный вариант и мой любимый https://www.midjourney.com/home?callbackUrl=%2Fexplore

В офлайне мы можем показывать карты с помощью проектора или распечатывать (если есть такая возможность), на онлайн занятиях помещаем карты на интерактивную доску или в презентацию.

Подведем итог?

Мне хотелось бы сделать акцент на том, что с использованием МАК на уроках иностранного языка открываются новые возможности для эффективного обучения и креативного развития учащихся для учеников разных возрастов и уровней владения. Адаптированность МАК, их визуальная стимуляция, развитие критического мышления, возможности для метапредметного обучения, эмоциональная связь с языком - все это делает МАК действенным инструментом, позволяющим обучающимся эффективно изучать иностранный язык и развивать различные навыки. Использования МАК помогает обогатить и разнообразить процесс обучения, способствуя активному и эффективному совершенствованию языковых навыков обучающихся .