Найти тему
Metsur Volde

Голощекин, джаз в тюрьме, певица N: история одной пластинки. Часть 1

Советский джаз – есть некое ощущение, что временами, в некоторых записях 50-летней давности многие найдут некую «махровость», несвойственную настоящему, американскому джазу. Однако, на мой взгляд, есть относительно неоцененные любителями подобной музыки диски, которые тем не менее достойны внимания. А советский флер иногда чувствуется, он есть, и он, надо признать, прекрасен. Например, на пластинке 1975 года.

Копия оригинальной пластинки / М. Вольде / Линеры, акварель, бумага. 2023 г.
Копия оригинальной пластинки / М. Вольде / Линеры, акварель, бумага. 2023 г.
Ленинградский джаз-ансамбль под руководством Давида Голощекина исполняет современный джаз в том виде, который прочно утвердился в музыкальной жизни второй половины нашего столетия. Тема, проведенная, как правило, в унисон с двумя или тремя инструментами, наиболее полно раскрывается в сольных инструментальных импровизациях. Симметрия формы, четкая ритмическая пульсация и гармоническое изящество способствуют почти мгновенному восприятию композиции в целом.
Пластинка прежде всего знакомит с творчеством участников ансамбля. «Весенний ветер с Невы» как бы продолжает ленинградскую тему в творчестве Д. Голощекина, представленную на его первой пластинке. Основоположнику современного стиля в импровизационном джазе Чарли Паркеру посвящена пьеса Д. Голощекина «Я вспоминаю Чарли». По-паркеровски лаконичные фразы-всплески чередуются с виртуозными линиями солистов-импровизаторов, а обильное использование блюзовых интонаций ведет нас к истокам джазовой музыки. Лирическая босса-нова «Сияние твоих глаз» - первый опыт композитора пианиста Петра Корнева. По-карнавальному пестра и красочна пьеса саксофониста Михаила Костюшкина «Танцы поющего побережья».
Увлечение латиноамериканскими ритмами для современного джаза не ново и не случайно. Музыкантов привлекают экзотические тембровые краски дополнительных ударных инструментов, пришедших на эстраду из народной музыки, возможность создания с их помощью сложной ритмической ткани. То, что это не просто некая дань моде, подтверждается постоянным использованием барабанов-конга во вполне традиционных пьесах. Недаром в ансамбль включен специальный исполнитель на бонгах, конге, маркасах, афуше и других инструментах Юрий Моисеев.
Использование голоса в качестве дополнительного инструмента ансамбля – давнишняя традиция джаза. Вокализы в исполнении Эльвиры Трифовой раскрывают пьесы латиноамериканского характера – «Бразильскую сюиту», аранжированную Д. Голощекиным, или «Танцы поющего побережья», а виртуозный «скэт» – так принято называть в джазе вокально-слоговое пение – сродни инструментальной импровизации (в пьесе «Милая Джорджия Браун»). Свободным прочтением музыкально-поэтических строк отличается исполнение баллад – медленных лирических песен-раздумий. Из большого числа популярных в джазе мелодий вокалистка и руководитель ансамбля отобрали две – «Любимый мой» Джорджа Гершвина и «В тумане» Эррела Паркера. Мягкий, ненавязчивый аккомпанемент ритм-группы и струнного квартета придают задушевный и нежный характер всей пластинке.
В. Фейертаг

(оригинальная аннотация к пластинке 1975 года)

Данная пластинка вышла в 1975 году на «Мелодии» и стала вторым альбомом ансамбля Давида Голощекина. Дебютный диск под названием «Ленинградский инструментальный ансамбль п/у Д. Голощекина» появился в 1972 году. Первая сторона пластинки была отдана четырем авторским композициям Голощекина.

Вторая пластинка «Инструментальный ансамбль под руководством Д. Голощекина» включает восемь пьес, две из которых авторства руководителя ансамбля. Впрочем сам Голощекин к композиторам себя не относит.

«Я вообще-то не считаю себя композитором абсолютно, потому что, во-первых, у меня нет композиторского образования, хотя конечно я получил хорошее музыкальное образование и представляю, что такое вообще классическая музыка, симфонии, сонаты, оперы, балет и так далее. Все это я хорошо, конечно, знаю, и переиграл массу классического репертуара на скрипке в период обучения, естественно. Я композитором себя не считаю, потому что композитор – это тот, который способен сочинить какие-то законченные произведения, но при этом, скажем, музыка кино она имеет несколько другой формат, потому что там достаточно одной какой-нибудь мелодии. <…> Никакой я не композитор, потому что такой задачи передо мной никогда не стояло».

(«Диалоги о джазе». Александра Ромашова, Джаз филармоник радио, 05.11.2020)

Знаменитый пианист Петр Корнев представлен на диске композицией «Сияние твоих глаз». Она стала первой в его джазовой карьере. Корнев с 1969 года продолжительное время был солистом ансамбля Голощекина. Позднее создал группу «Арс-нова».

Петр Корнев / Кадр из фильма "Город. Осень. Ритм"
Петр Корнев / Кадр из фильма "Город. Осень. Ритм"

Петр Корнев называет Голощекина одним из своих учителей. Знакомство с ним переросло в многолетний творческий союз.

«Тогда в Ленинграде (в 60-е годы – прим.авт.) было много танцевальных площадок, где играют разные ансамбли. Мы ходили, слушали, танцевали. И как-то потом нам кто-то говорит: «Ребята, ну куда вы там ходите? Вот в ДК Горького (это станция метро «Нарвская) играет один из лучших вообще оркестров в Европе – Вайнштейна». Нет, мы не знали. Приходим и слышим волшебное звучание настоящего фирменного оркестра. И как-то откуда-то взялась сила и наглость… мы перезнакомились, поскольку, ну, чуть старше нас там были… И вот я встретился там с Давидом Голощекиным, и с тех пор наша дружба продолжается и по сей день. Но это такой творческий союз, потому что прошло совсем немного времени, Давид понял, что у меня что-то начинает получаться и он в конце 69-го года образует собственный ансамбль и меня приглашает к себе на фортепиано. Для меня это была неожиданность и честь. Вот и все, вот и началось наше совместное музицирование, которое продолжалось долгие годы».

(«Диалоги о джазе». Александра Ромашова, Джаз филармоник радио, 19.12.2022)

Джазовая певица Эльвира Трафова, которую еще называют «первая леди» петербургского джаза, записала вокал к нескольким композициям на этой пластинке. Собственно, своей карьере Трафова обязана Давиду Голощекину.

Однажды руководителя джазового ансамбля пригласили делать оркестровки к выпускному спектаклю в театральном институте, где училась певица.

«Там он услышал, как я пою. Долго прислушивался, потом подошел и сказал:
- Ты знаешь, в опере, в музкомедии все могут петь. А ты можешь петь джаз.
- Да?!
- Да, можешь петь джаз. Хочешь, твоя фамилия будет вот такими буквами, как фамилия Эдиты Пьехи?
Я так рот открыла, подумала-подумала, и говорю: «Хочу».

(«Петербургские встречи». Телеканал «Культура», 2019 г.)

Эльвира Трафова стала переучиваться, чтобы петь джаз. По ее словам, ей пришлось переделать всю вокальную манеру. Она отметила, что два или три года не могла понять, чего Голощекин вообще хочет от нее добиться.

«Давид Голощекин был моим учителем, деспотом (смеется), тираном жестким. Я со своей вокальной школой никак не могла понять, чего он от меня хочет. Каким голосом мне петь? Диктат был страшный вплоть до… Его смычок летел в меня!».

(«Петербургские встречи». Телеканал «Культура», 2019 г.)

Давид Голощекин / Кадр из фильма "Город. Осень. Ритм"
Давид Голощекин / Кадр из фильма "Город. Осень. Ритм"

Интересно, что до этой эпохальной встречи Трафова была совсем не знакома с жанром, с которым будет связана ее дальнейшая жизнь.

«До встречи с Давидом я даже слова такого не слышала, понятия не имела что такое джаз. Я прошла такую большую школу выдающихся прекрасных певиц, певцов, музыкантов. И это, знаете, не могло не понравиться. Это было прекрасно, и мне захотелось научиться это делать хорошо. Но это был долгий процесс».

(«Петербургские встречи». Телеканал «Культура», 2019 г.)

По словам Трафовой, в 70-е годы можно было петь только на русском. Однако на данной пластинке представлены две композиции, спетые певицей на английском: «Милая Джорджия Браун» и «Любимый мой».

«Только на русском, или «ля-ля-ля», «му-му-му» - по-разному. Но был такой один человек Марк Подберезский и он сделал несколько подтекстовок под красивые мелодии джазовые. Это Misty – «В тумане» Эррола Гарнера я помню пела, «Грустные капельки дождя» и это те первые вещи, которые я записала на пластинку на русском языке. По-английски петь было нельзя. Это все потом-потом, когда начались концерты в Театре эстрады».

(«Петербургские встречи». Телеканал «Культура», 2019 г.)

«Милая Джорджия Браун» (Sweet Georgia Brown) – это джазовый стандарт Масео Пинкарда на слова Кеннета Кейси. В 1925 году номер записал Бен Берни и с этого момента он указывается в качестве соавтора музыки. На пластинке «Мелодии» автором этой композиции значится Берни, а вот Пинкард и Кейси только как соаранжировщики.

Песню «Любимый мой» (The Man I Love) написал Джордж Гершвин для мюзикла «Детка, будь умницей» (Lady, be good) в 1924 году. Эту композицию, которую можно назвать маленькой лирической поэмой, считают одной из лучших песен музыканта.

Единственная вещь на диске, спетая на русском, это «В тумане» (Misty). Просто бриллиант этой пластинки: мягкая, спокойная, волнующая композиция, окутанная ленинградским туманом.

Лиричную балладу сочинил Эрролл Гарнер в 1954 году. Джазовая пьеса стала очень популярной спустя пять лет, когда текст к ней написал Джонни Бёрк. Версия Подберезского, конечно, очень отдаленно передает смысл оригинала, но у русского автора скорее всего задачи перевода даже и не стояло.

В тумане

Почему как в сиреневом тумане я живу?

Когда ты рядом со мной, туман как стеной

Окружает глаза пеленой.

Ты пришел, и мне кажется, что музыка слышна,

Весь мир исчезнет сейчас и нет ничего,

Только вижу я блеск твоих глаз.

Застилает весь мир пелена

Я не знаю, куда я иду.

Если ты вдруг покинешь меня,

То знай, что я пропаду.

Будь со мной. Счастье где-то за сиреневой стеной.

Я знаю, любовь - не обман,

Когда нас двоих

Окружает и прячет туман.

Эльвира Трафова / Фото из открытых источников
Эльвира Трафова / Фото из открытых источников

Misty

Look at me, I'm as helpless as a kitten up a tree,

And I feel like I'm clinging to a cloud, I can't understand,

I get misty, just holding your hand.

Walk my way, and a thousand violins begin to play,

Or it might be the sound of your hello, that music I hear,

I get misty, the moment you're near.

You can say that you're leading me on,

But it's just what I want you to do,

Don't you notice how hopelessly I'm lost,

That's why I'm following you.

On my own, would I wander through this wonderland alone,

Never knowing my right foot from my left, my hat from my glove,

I'm too misty, and too much in love.

I'm too misty, and too much in love.

Начало. Окончание следует...

Один из самых известных героев нашего джаза – Сергей Курехин: авангардист, гений и экспериментатор. Безумный механик – что он говорил о деньгах, свободе и любви? Читайте в этом материале.