Найти в Дзене
ODELAX

Не стоит гоняться за белым кроликом: почему достижение успеха в бизнесе через образование требует времени

Оглавление

Согласно статистике Google Trends, количество поисковых запросов, связанных с управленческим образованием, за период с 2019 по 2021 год увеличилось втрое по всему миру. Этот всплеск интереса к образовательным форматам связан с демократизацией процесса обучения и расширением рынка массовых онлайн-курсов (MOOC). Прогнозируется, что в ближайшие семь лет этот рост превысит 30%. Булат Нуреев, директор программ МВА, Executive MBA и магистерских программ Школы управления "Сколково", делится своим опытом по оценке качества образовательных программ и почему важно избегать некачественных форматов обучения.

Несмотря на возрастающий интерес к онлайн-образованию, медианный процент завершения онлайн-курсов по всему миру составляет всего 12,6%. Это свидетельствует о другой важной проблеме - качестве образовательных программ. Как заранее оценить уровень обучения?

Короткое и длинное знание

Невозможно однозначно утверждать, что какой-то один формат образования, например, онлайн-курсы, является исключительно плохим. Для получения первоначального представления о новой области или освоения простых навыков открытые онлайн-курсы могут быть отличным выбором. Однако они не способны обеспечить качественное изменение личности или профессиональную трансформацию. Это означает, что, например, из менеджера можно стать лидером, произойти переход на новый уровень. Человек может стать более осознанным и эффективным. Выбор образовательной программы зависит от задачи, которую ставит перед собой взрослый человек. Однако, если человек ставит перед собой долгосрочные цели, есть несколько аспектов, которые помогут заранее оценить качество образовательного продукта.

Прежде всего, это состав преподавательского состава и методика обучения. Онлайн-курсы ориентированы на массовые продажи, представляя собой бизнес-коммодитет. Здесь заключается их основное отличие от образовательных программ, основанных на принципе отбора, где образовательный продукт подбирается под задачу и бэкграунд студента после специального собеседования. Группа формируется на основе общности ценностей и профессионального опыта. Поэтому важно, с кем вы обучаетесь вместе. Если в группе нет схожих ситуаций в бизнесе, вы не сможете находиться в одном образовательном пространстве. Кроме того, отбор гарантирует, что образование соответствует личным целям студента.

В офлайн-программах преподаватели взаимодействуют с личными и коллективными смыслами группы студентов через разговор и рефлексию. Новые качества или навыки формируются долго. В течение коротких образовательных программ можно усвоить простые "короткие" навыки или получить первое представление о предмете. Чтобы привести их к совершенству, требуется продолжительное время и практика. Кроме того, офлайн-программы учат человека учиться, что является вторым критерием качественного образования.

Как научиться учиться

Идея обучения и переобучения на протяжении всей жизни (life-long learning) становится все ближе к сердцу бизнес-лидеров на индивидуальном и корпоративном уровне. Личные мотивации и обстоятельства могут варьироваться от повышения стоимости на рынке как наемного менеджера до создания новых бизнесов или изменения существующих в роли предпринимателя или руководителя компании. Существует множество качественных онлайн-программ от ведущих образовательных учреждений по всему миру, а также курсов от экспертов-практиков в конкретных областях бизнеса. Вместе с тем существует и недобросовестный подход, представляющий собой своего рода обман, как со стороны студентов, так и со стороны создателей курсов. Эта глобальная проблема видна в динамике поисковых запросов и публикаций по темам вроде "Как с помощью онлайн-курсов обеспечить себе шестизначный пассивный доход".

Одним из основных вызовов, с которым сталкиваются бизнес-школы в России, является задача научить взрослых людей учиться. В мировой практике этому учат еще в школе. Российские студенты не всегда явно формулируют образовательные цели, приходя на программу, хотя они могут обладать огромным опытом в бизнесе и быть более сильными управленцами, чем их зарубежные коллеги. Этот контраст является особенностью культурно-исторического этапа в России.

Научить взрослых учиться - это большая научная задача, для решения которой в мире появилось много литературы. Как сделать так, чтобы человек был самостоятельным в образовании, формулировал свои цели, опираясь на свой практический опыт? Даже если у него нет опыта в области обучения, он может полагаться на образовательный опыт, полученный в ходе программы.

В то время как управленческое знание практично и должно расширять и дополнять деятельность, оно не обязательно вдаваться в глубокие детали. Например, рассматривая выход на рынок Китая, целью не является глубокое понимание внутренних партийных интриг или конфуцианской философии, а скорее обучение, как боксера, понимать, как двигается противник, как избегает атак, какими финтами пользуется и в какой физической форме будет к четвертому раунду.

Внешний совет директоров

Обычно выпускники качественных долгосрочных образовательных программ вспоминают их как один из ключевых опытов в своей жизни. Группа людей, прошедших это вместе, не просто становится сетью контактов (network), а скорее окружением на всю оставшуюся жизнь (teamwork). В управленческом образовании группа играет роль внешнего совета директоров. Однако для этого студентам нужно пройти определенный путь, построить взаимное доверие. Когда это происходит, формируется группа из 50-60 квалифицированных управленцев, которых можно консультировать по вопросам бизнеса. Над этими вопросами может работать внешний совет директоров в течение часа. Если рассмотреть затраты на содержание совета директоров в год, становится понятно, что ценность программы значительно превышает ее стоимость.

Еще один важный момент, который теряется в онлайне, - это многокомпонентность обучающего процесса и физическое присутствие. Человек учится не только умом. Для него важна энергетика группы, реакция тех, кто воспринимает ту же тему, вкусы, запахи, атмосфера. На данный момент онлайн-технологии еще не развились настолько, чтобы полностью заменить это.