Перечисление навыков и базовое описание. Можно погружаться и тренировать при необходимости. Речь пойдет не про навыки РП (план коммуникации, реестр заинтересованных сторон и т.п.), а о том, как именно правильно общаться. Про те самые мягкие навыки.
Активное слушание
Навык эффективного восприятия информации, который используется для полного понимания и учета сообщений, поступающих от других людей.
Основные принципы активного слушания включают в себя:
- Полное внимание: активный слушатель сосредотачивается на говорящем, не отвлекается на другие дела и не прерывает его.
- Поддержка вербальных сигналов: активный слушатель использует специальные слова и фразы (например, "я вас понимаю", "пожалуйста, продолжайте") для поддержки и подтверждения того, что он слушает.
- Понимание эмоций: активный слушатель не только слышит слова говорящего, но и учитывает его эмоциональное состояние и выражение. Это позволяет лучше понять содержание и контекст коммуникации.
- Обратная связь: активный слушатель регулярно подводит итоги, перефразирует информацию и проверяет свое понимание с говорящим, чтобы убедиться, что он правильно воспринял сообщение.
Активное слушание является важным навыком для методологов PMI и аналитиков поскольку помогает эффективно коммуницировать с заинтересованными сторонами, понимать потребности и ожидания клиентов, а также согласовывать различные точки зрения и решения.
Коммуникации
Способы коммуникаций:
- устные / письменные
- официальные / не официальные (Formal)
- толкающие (отчеты) / тянущие - запросы / интерактивные - вопрос-ответ
Для построения эффективных коммуникаций желательно отслеживать кому какой способ ближе. Особенно если речь о спонсоре или роли с высокой степенью влияния на задачу или проект.
Задача не "быть удобным", а понять каким способом коммуникации лучше "доходят" до адресата.
Если вам необходимо донести цели проекта или устав до спонсора, лучше перестраховаться и получить обратную связь несколькими способами.
Особым сигналом служит тянущий способ, когда у вас кто-то что-то запрашивает. Для прямых запросов нужно четко определить круг лиц и отслеживать появление новых участников. От негативно настроенного сотрудника, подобного рода запросы могут означать попытку повышения влияния на ваш проект.
Управление конфликтами
Конфликт* - столкновение двух или более сторон по поводу реального или воображаемого ущемления интересов.
Далее раскручивая слово "интересы", появляется классификация зон личности. 1 - что мы знаем о себе и что о нас знают другие, 2 - мы знаем о себе и не знают другие, 3 - видно со стороны и не знаем мы о самом себе, 4 -никто о ней не знает, может ее и нет.
Дополняем правилом конфликта: у сторон, находящихся в конфликте, резко сужается видение мира, сосредотачиваясь на определенной личности и ряде связанных с ней аспектов, под очень субъективным углом зрения. В результате возможности урегулирования - резко уменьшается.
*немного перейдем в зону психологии, для подробного погружения в тему "конфликтология". Но в эту степь мы не пойдем, могу скинуть отличные книги по запросу.
Управление конфликтами включает распознавание, предотвращение и разрешение конфликтов в организации или проекте.
Главные источники конфликтов по частоте:
- Расписания (кому что и когда делать)
- Приоритеты
- Ресурсы
- Технические мнения
- Административные процедуры
- Стоимость
- Личности
Чаще всего конфликты возникают между ролями. (тестировщик - программист, аналитик-программист-аналитик). Как правило, где присутствует прием работы.
Техники разрешения конфликта:
- сотрудничество (collaborate) - поиск корневой причины и устранение конфликта с учетом причины. Каждый выиграл.
- компромисс (compromising) - каждый чем-то поступился. Каждый проиграл.
- уклонение (withdrawal, avoidance) - отложить решение проблемы.
- сглаживание (smoothing) - тушим конфликт.
- форсирование (forcing) - продавливаем одну точку зрения, не считаясь с чужим мнением.
Алгоритм:
- Определяем корневую причину
- Решаем как устранить (определяемся с техникой)
- Устраняем корневую причину
- Проверяем устранена ли корневая причина
Теория аргументации
Предоставляет инструменты и методы для анализа и оценки аргументов, позволяющие определить их силу и объективность. Она также исследует этические аспекты аргументации, такие как манипуляция, обман и влияние на публичное мнение.
- Структурированная аргументация: эта методика предполагает организацию аргументов в логические структуры, такие как схемы аргументации и диаграммы. Они позволяют визуально представить взаимосвязь между причинами и следствиями, а также оценить силу аргументов.
- Идентификация предпосылок: для аргументации важно определить, какие предпосылки являются фундаментальными для поддержки вывода. Идентификация и анализ предпосылок помогает понять, насколько убедительным является аргумент.
- Критическое мышление: этот инструмент помогает анализировать аргументы и определять их сильные и слабые стороны. Критическое мышление включает в себя оценку логической последовательности аргументации, проверку достоверности и достаточности доказательств, а также оценку релевантности информации.
- Логический анализ: логика является важным инструментом в аргументации. Он позволяет определить, являются ли аргументы верными, непротиворечивыми и законными. Логический анализ включает в себя использование правил суждения, законов логики, а также оценку доводов на основе общепринятых логических стандартов.
- Риторические приемы: риторика является искусством умелого выступления и убеждения. В аргументации часто используются различные риторические приемы, такие как эмоциональное обращение, использование авторитетных источников, аналогии, анекдоты и т. д. Однако их использование требует осторожности и должно быть обоснованным.
- Дедуктивные рассуждения: метод, при котором из одной или нескольких предпосылок делаются выводы, которые необходимо доказать.
- Индуктивные рассуждения: метод обобщения частных случаев для получения общего вывода.
- Абдуктивные рассуждения: метод рассуждения от частного к общему, когда из имеющихся фактов делается наиболее вероятное предположение о причине их возникновения.
- Аналогия: метод сравнения двух объектов или явлений на основе их сходства в некоторых свойствах.
- Статистические методы: использование статистических данных для обоснования аргументов.
- Доказательство от противного: метод доказательства, при котором доказывается ложность предположения, из которого делается вывод о верности исходного утверждения.
- Фальсификационизм: метод опровержения теории путем нахождения противоречий или несоответствий с фактами.
- Метод кейсов: метод анализа конкретных ситуаций для обоснования аргументов в пользу определенной точки зрения.
- Метод экспертных оценок: сбор мнений экспертов для оценки достоверности аргументов.
- Метод индуктивного обобщения: метод сбора и анализа данных для формирования общих выводов.
Критическое мышление
Есть много способов. Все они сводятся к принятию решения на основе фактов, после сбора информации и рассмотрения альтернатив и последствий.
По мере принятия решений пользуемся методиками проверки информации.
Инструменты:
- Базовая методика 5W+H. (5 почему?). Вопросы, которые следует задавать ко всех входящей информации.
- Калифорнийские тесты критического мышления (CCTST и CCTDI, первый про ваши навыки критического мышления, второй про ваши ценности).
- Watson-Glaser Critical Thinking Appraisal (WGCTA)
- Halpern Critical Thinking Assessment (HCTA)
- Cornell Critical Thinking Tests
Книги
- Питер Фасиоун. Критическое мышление: что это такое и почему важно.
- Статья на хабре. Алексей Каптерев: Критическое мышление 101 (часть 1)
- Джо Лау. Введение в критическое мышление.