Пройти мимо такого здания и не поинтересоваться его историей, это грех!
Тем более, что на фасаде легендарная фамилия ювелира Фаберже. Где находится музей Фаберже в Петербурге, мы все знаем, где его бывший магазин тоже (кто не знает, дам ссылку в конце статьи), а вот о том, где жила семья ювелира до Революции 1917 года, я еще не рассказывала.
Вот он. Адрес Большая Морская, 24.
Это самый центр города. Фасад дома – полуколонны из полированного красного гранита сразу привлекают внимание (порода красного гангутского гранита)!
Компания Фаберже была основана в 1842 году Густавом Фаберже. В 1870 его дело продолжает сын Карл. Он то и купил этот дом.
Купец 2-й гильдии Карл Фаберже заплатил тогда 407 тысяч рублей. Дом перестроили. Кстати, архитектором был его двоюродный племянник – сын двоюродной сестры.
Почему Фаберже решил купить дом на Большой Морской?
Дело в том, что эта улица в те времена была «Ювелирной», не по названию, а по смыслу – здесь находились магазины крупнейших ювелиров. Например, один из них - это Болин.
К тому же, Карл Фаберже вырос на этой улице, он жил в детстве в доме №16, так что добавим сюда еще и воспоминания ювелира.
В доме Фаберже на Большой Морской была квартира семьи, состоящая из 15 комнат, кроме этого мастерские и магазин.
На первом этаже - эмалевая, футлярная и позолоченные мастерские.
На втором этаже изготавливали портсигары и золотые изделия, под руководством А. Хольминга.
В квартире Фаберже располагалась администрация фирмы. В этих апартаментах находился также рабочий кабинет Карла Фаберже, двухэтажная библиотека и будуар жены Фаберже Августы Богдановны.
По словам Е. Фаберже:
Особенно хороши были... рабочая комната и кабинет, обшитые дубовыми панелями; самой интересной и роскошной была библиотека высотою в два этажа, изящным был будуар" жены Карла Фаберже Августы Богдановны.
У Карла Фаберже в браке с Августой Юлией Якобс — дочерью мастера Придворных мебельных мастерских, родились четверо сыновей: Евгений (1874-1960), Агафон (1876-1951), Александр (1877-1952) и Николай (1884-1939).
На верхнем этаже была художественная студия, где работали Выпускники Училища технического рисования барона Штиглица.
Магазин на первом этаже был золотых и бриллиантовых изделий, оно и понятно!
Мне показался любопытным тот факт, что в дворовых корпусах находились мастерские ювелиров, которые работали на Карла Фаберже – это гениальные Михаил Перхин, Альфред Тилеман, Август Хольмстрем.
Мастерские были оборудованы по последнему слову техники! Так, мастерская М.Перхина (о котором я тоже рассказывала на Дзене, дам ссылку на статью в конце) занимала третий этаж.
На четвертом этаже находились закрепщики бриллиантов во главе с А. Хольмстремом, на пятом этаже была мастерская Тилемана, которая изготавливала знаки и жетоны.
В доме работало 200 человек, среди которых было 100 мастеров-ювелиров. Для людей имелась столовая.
По сути это была целая империя Фаберже, с четкой организацией!
Надо обязательно сказать о том необыкновенном сейфе Фаберже, где хранились драгоценности. Это был огромный блиндированный сейф-лифт известнейшей немецкой фирмы, который поднимали на ночь на второй этаж, и который в ночное время находился под током. Но даже такое чудо техники было ограблено в 1918 году!
Семья Фаберже жила здесь до самой Революции 1917 года.
В 1918 году Карл Фаберже, которому на тот момент было более 70 лет, уехал из России. Он долго тянул с отъездом и только в 1918 году, когда было предписано лицам, торгующим предметами искусства, зарегистрироваться в трехдневный срок, он уехал.
По закону тех лет лицам, чьи предки родились на территории Лифляндии, имели право туда выехать. Отец Карла был родом оттуда. За Карлом вскоре уехали его жена и старший сын Евгений с детьми.
О том, как менялась публика в ювелирных магазинах писал коллекционер Николай Егорович Врангель (это был декабрь 1917 года):
Он — добродушный на вид тюлень, должно быть, еще недавно взятый от сохи, она — полугородская франтиха, из «кухарок на место повара».
На ней соболя тысячные, бриллиантовые серьги с орех, на руках разноцветные кольца, на груди целый ювелирный магазин.
Купив жемчужное ожерелье за 60 тысяч, пара удалилась "на танцульку в Зимний дворец".
Что стало со всей этой "ювелирной империей" после 1918 год?
В 1926 году здесь разместилось Норвежское консульство и несколько организаций, перечислю их: «РуссНорвегоЛес», Онежское русско-норвежское акционерное общество.
Потом были Ленинградское Кредитно-Промысловое Кооперативное Товарищество «Кустарь», «Торгсбыт» Товарищество на вере, Всесоюзный химический синдикат, «Инснаб» Всесоюзная контора по снабжению иностранцев, Антикварно-художественная база «Межкнига-Антиквариат».
К «ювелирному делу» дом вернулся только в 1939 году – здесь разместился Ювелирторг. Потом было множество других ювелирных организаций, смысла нет их все перечислять, скажу только, что сегодня здесь ювелирный магазин «Яхонт».
Кстати, дубовые прилавки остались со времен Карла Фаберже.
Закончить рассказ хочу воспоминанием одного из его служащих.
Карл Фаберже невероятно любил Петербург. По воспоминаниям управляющего его магазина в Лондоне Ч.Г.Бейнбриджа:
Был октябрь 1906 года. Мне тридцать два года, ему шестьдесят, и он начал готовить меня к ответственной работе.
В течение шести недель мы только и делали, что бродили по городу.
Я приходил с утра, он надевал шляпу и пальто, и мы отправлялись бродить без всякой цели.
Карл Фаберже так и не оправиться от потери своего дела. Он умрет через 2 года после того, как покинет Россию.
Это еще одна статья о Карле Фаберже, она дополнит этот мой рассказ.
Обещанная статья о гении Михаиле Перхине, сыне крепостного крестьянина, ставшего известнейшим ювелиром России.
.