Друзья, ⅔ РФ - это вечная мерзлота. Поэтому дороги строить в тех местах дело неблагодарное и нерентабельное. Выход?
Зимники! Временные трассы в тайге, по которым резво гоняют нефтяники, золотодобытчики, лесозаготовители и промысловики. Сезон невелик декабрь-март, но сколько драм и открытий чудных, мама не горюй!
Поехали за зимним экстримом!
Историю важно знать
Наша страна занимает 5-е почетное место (из 195 стран) по протяженности автодорог- 1 553 663 км. К примеру, в США 7 150 000 км, в Индии - 5 900 000 км, а в Бразилии - 1 760 000 км. Следом за нами идут Япония - 1 300 000 км, Франция - 1 100 000 км и Канада 1 000 000 км.
Насчет зимников никто не в курсе точно по цифрам, но мы уверены, что в РФ этот тип дорог самый-самый. То есть суровый, длинный и экстремальный. Вот в Якутии 20 районов в зимний период связывает сеть зимников протяженностью 7 000 км, а это 60% вообще от всех коммуникаций в регионе. При этом 80% всех грузов в республике доставляется посредством таких необорудованных трасс.
Примечательно, что для перевозки одной буровой вышки нужно намотать по не самым комфортным дорогам 150-210 машинорейсов! И это не касаясь другой товарной номенклатуры.
Кстати, вы помните, что в царской России под зимником понимали дорогу, проложенную саням по замерзшим рекам и болотам? И если в те далекие времена все делали вручную или при помощи волокуш на конной тяге, то ХХI век - это торжество грузовиков грейдеров, бульдозеров и прочей спецтехники.
Самый северный и экстремальный зимник длиной 120 км проложен прямо по морю от от Певека до села Айон. А самыми востребованными считаются сибирские зимники. Используют такой тип трасс и на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Лес-кругляк, спецтехника, продукты питания, стройматериалов и ГСМ - все это возят там, где дорог зимой нет, а есть лишь направления.
Из особенностей зимников - отсутствие асфальта. Средняя температура эксплуатации - 32°С, а на самом крайнем Севере или в Сибири и -40°С - это норма. Логистика в это время года требует стальных нервов, досконального знания матчасти и силы воли. Как заменить лопнувшее колесо при -40°С? А как насчет треснувшей оси полуприцепа? Короче, выживает сильнейший, как оно есть!
На бумаге одно, а в жизни другое
И еще, зимник - это не казацкая вольница. Есть жесткие нормативы, прописанные кровью и смертями. Что имеем? Две полосы шириной по 3 метра. Если колея однопутная, то шириной не менее 4,5 метров и с карманами для разъезда длиной от 50 метров и шириной 8 метров.
Для чего такой размах? Так ведь едут не только одиночные борта, но и сцепки. При этом карманы на равнине должны идти через каждые 500 метров, а на холмистой - на расстоянии прямой видимости встречной машины.
И да, не верьте, сказкам про 20 км задним ходом потому что не пропустил встречку или покатушки на скорости 90-100 км/ч. На зимниках спидометр редко, когда фиксирует 70 км/ч.
Так как снега кругом много, то ориентиры в виде вертикальных красно-белых вешек через каждые 50-100 метров на равнинных участках и 20-30 метров - в холмистой или плохо просматриваемой местности - это необходимые вещи.
Интересно, что ледовые переправы могут укреплять арматурой в виде круглых бревен или даже стальных тросов с поперечной и продольной натяжкой. Поверх этого основания укладывают доски и проливают весь бутерброд водой. 100 и более тонн для такой переправы пустяки!
Опытный водитель всегда внимательно изучает частокол знаков ПДД перед каждой переправой. И это важно. Дорожники указывают на них время работы перехода, допустимый вес ТС, дистанцию между машинами, максимальную скорость и приоритет движения. Пофигу? Ну тогда штраф, ДТП и жизнь.
Зимний SOS
Поломка на зимнике - это мини-экскурсия в ад. Детям, неопытным и вообще инфантилам тут не место. А вот экстремалам и людям собранным и ответственным - самое то.
Почему? Потому что трак-стопов, туалетов, отелей и даже кафе тут нет. Чай, кофе и суп в…термосах водителей. И да, эвакуаторов тут тоже нет. Хотя в теории на 150 км должна быть одна точка ремпомощи, но…мы же все понимаем, да?
И еще разогревать за вас застывшее масло в картере - забудьте, надевать цепи на колеса при помощи кого-то - забудьте. Ну и выдернуть застрявший на обочине многотонник…помогут всегда.
Опасность кругом. Низкие температуры, высокая влажность, низкое качество ГСМ, вибрация, перегруз и безлюдье. Любой из моментов “тянет вас на дно”. Забудьте про «бери больше — вези дальше», банальная ямка и чуть большая скорость приводят к хрусту оси полуприцепа. И все на этом!
Хорошо, если есть, кто сможет взять груз на себя и дотащить поломанный транспорт до СТО. А если нет? Ответом служат целые стоянки брошенной и бесхозной техники. Потому что что? Верно, дешевле бросить и купить новое, чем организовывать спасательную экспедицию.
Продолжение путешествия по зимнику в наших следующих статьях.
Такие вот пироги! Анализируем и отслеживаем развитие событий.
Желаем всем терпения и удачи!