Найти тему
Биореактор

Он вам не червяк

Мы живём на планете, поверхность которой на 70% покрыта водой. Вполне логично предположить, что доминирующее число живых существ будут насельниками именно этой стихии. В том числе и позвоночные. И это действительно так. Даже если отбросить всяких рептилий и амфибий (которые хоть и редко, но всё-таки покидают воду), число видов рыб заставит впечатлиться. В настоящее время видовое разнообразие рыб оценивается, примерно, в 36 тыс. Но по мнению ихтиологов – это только 10% от всего возможного числа видов. Так что планету Земля можно смело считать планетой рыб.

Со школьной скамьи мы привыкли считать, что рыбы — это исключительно водные живые существа, которых без воды ждёт довольно страшная смерть. И даже редкие исключения, типа нежно любимого редакцией паблика илистого прыгуна, не заставляют изменить эту точку зрения. А меж тем, рыбы, с их чудовищно длительной эволюционной историей, умудрились завоевать практически все возможные среды. Действительно – большинство рыб населяют пресные и солёные бассейны. Но есть рыбы, которые свободно переползают по суше из водоёма в водоём, есть те, которые лазят по деревья (тот же илистый прыгун), есть те, кто зарываются в ил и пережидают засушливый сезон, дыша кислородом воздуха, есть даже летающие рыбы (но так «низенько, низенько»), а есть и вовсе роющие, на постоянной основе обитающие во влажной почве. Как червяки. Про них и будет сегодняшний рассказ.

Эта история началась в Индии, штате Мегхалая, местечке Кхаси, где герпетолог лондонского музея естественной истории Ранчулю Камеи занималась поисками червяг (такие безногие амфибии) во влажной почве. Погрузив свои хищные лапы во влажный гумус, на глубине примерно в 40 см герпетолог нащупал что-то, что могло быть предметом её профессионального интереса – нечто длинное, живое и червеобразное. Стоит отметить, что подобный способ полевых работ более всего напоминает одно из испытаний телепередачи «Форт Боярд», в котором нужно на ощупь достать ключ из непрозрачных кувшинов со всяким г… (ну что, свело олдскулы?). Только дело происходит в Индии, и закончиться может совсем не радостно. Так или иначе, но Камеи удалось извлечь на свет Божий нечто, с чем ей никогда до этого сталкиваться не приходилось.

В руках у неё извивалось длинное (16 дюймов – почти 40 см), ярко-красное, скользкое существо. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это не червяк и даже не червяга, а рыба, предположительно из семейства ложноугрей. Семейство ложноугрей или слитножаберников входит ВНЕЗАПНО в отряд слитножаберникообразных, куда входит около 10 видов рыб по внешнему виду напоминающих угрей. Эти рыбы населяют влажные и солоноватые водоёмы, а также прибрежные зоны в тропических областях Старого и Нового Света. Жабры у представителей этого семейства полностью редуцируются, а наружные жаберные отверстия сливаются в одно общее отверстие на «горле». У читателя может возникнуть закономерный вопрос, как же тогда дышат эти причудливые создания? Оставим его пока без ответа, а сами вернёмся к находке из Индии.

-2

После длительного изучения, включавшего в себя в т.ч. компьютерную томографию, которая позволила уточнить детали строения черепа и количество позвонков, и геномное секвенирование, первоначальная гипотеза подтвердилась. Неизвестное доселе науке существо оказалось ложноугрём. За необычную для рыбы ярко-красную окраску ему присвоили видовое название rongsaw, что значит «красный» на языке кхаси.

Первоначально новый вид отнесли к роду Monopterus, но в 2020 году его и ещё три других вида «перенесли» в новый род Rakthamichthys (систематики такие систематики). Название этого рода образована от слова на малояльском языке, которое означает «кроваво-красный». Представители этого рода ведут подземный образ жизни – в подземных источниках и водоносных горизонтах почвы. А Rakthamichthys rongsaw, после выделения нового рода, значит «кроваво-красная красная рыба».

-3

Вообще все представители этого таксона мало похожи на рыб. Это довольно длинные, червеообразные, почти (или совершенно) слепые существа без плавников, плавательного пузыря и чешуи. Всё это стало следствием их адаптации к их образу жизни – копошению в грязи. Некоторые виды обитают в тропических болотах, при пересыхании которых зарываются в ил, где и пережидают неблагоприятное время. Но некоторые пошли ещё дальше – и стали настоящими подземными жителями (подземная рыба, ога). Кто-то из них обитает в колодцах (с обнаружением этих связна отдельная история – этот ложноугорь «вытек» из крана, который был подведён к сельскому колодцу без каких бы то ни было намёков на систему очистки), кто-то обитает в пещерах, а Rakthamichthys rongsaw предпочёл вести червеобразную жизнь в толще почвы – его нашли в более чем 50 метрах от ближайшего ручья.

Справедливости ради, стоит отметить, что это не первая почвенная рыба, которая попадает в лапы учёных. Ещё в 1922 годы был описан Typhlosynbranchus luticolus из Центральной Африки, но он обитает в затопленной почве.

Пришло время раскрыть главную тайну нашего героя – как ему удаётся, будучи рыбой без жабр, дышать в толще почвы. Оказывается, для этого у него есть целых два механизма. В первом случае живительный кислород поступает в организм непосредственно из воздуха при заглатывании газового пузыря. Слизистая рта этой рыбки выстлана тканью с густой сетью капилляров, и кислород попадает в кровь путём простой диффузии.

Кроме того, Rakthamichthys rongsaw использует для дыхания всю поверхность тела – плотная сеть сосудов пронизывает всю поверхность тела, и кислород попадает в кровь непосредственно через поверхность внешнего покрова. Преадаптацией для этого послужила утрата пигмента и чешуи. Однако это накладывает определённые ограничения на размеры тела. При том, что длина такого животного ограничивается только механической прочностью тканей, их диаметр не может быть больше определённой величины. С аналогичной проблемой столкнулись круглые черви.

Кроме того, у юных ложноугрей функцию органов дыхания выполняют крупные грудные плавники, через поверхность которых идёт газообмен. С возрастом эти плавники исчезают и газообмен продолжается через полость рта или поверхность кожи. Однако в настоящее время исследователям не известно, отпадают эти плавники сами или постепенно «абсорбируются» организмом рыб.

-4

Да и вообще, представители этого таксона являются довольно загадочными существами. К сегодняшнему дню известно около 30 видов таких рыб, распространённых в тропических зонах всех континентов мира. Такой широкий ареал даёт право предположить, что они являются очень древней ветвью класса рыб, которая появилась во времена, когда суперконтинент Гондвана раскололся (или начал раскалываться) на части, а для справки, это произошло около 170 млн. лет назад.

А теперь, в завершении очерка, минутка спекулятивной биологии. Учитывая особенности метаболизма рыб, можно смело предположить, что разнообразие таких ложноугрей значительно больше, чем известно в настоящее время. Собственно говоря, нет никаких фундаментальных ограничений, которые бы запретили таким рыбам жить, скажем, в средней полосе России. А теперь сделаем ещё одно допущение – представим такую рыбу в качестве паразита. Предположим, что предки этих рыб сначала стали паразитами жабр более крупных рыб, а потом, стали переселяться всё глубже и глубже в организм своих хозяев, а что, все преадаптации для этого у них есть. Не сложно представить такую рыбку в качестве кишечного паразита (с активно ползающей «личиночной» стадией и прикреплённой – взрослой). И немного сложнее – в виде паразита внутренних сред организма (навроде филярий). Но кто знает, может быть, в сосудах какого-нибудь тропического животного уже резвятся неизвестные науке мелкие ложноугр-скрытожабернии, только ждут своего часа, чтобы попасть в организм человека…

Как говорится: «О сколько нам открытий чудных».

Автор: Артемий Липилин