Как инвестиционный криптопроект отличить от мошеннической схемы?
1. Юрисдикция проекта
Первое, на что нужно обратить перед рассмотрением вложений в криптовалютный проект, или обращение к посредническим услугам компании, которая предлагает те или иные операции с криптовалютами или инвестициями с ними – это то, в какой юрисдикции зарегистрирована компания. До принятия закона об цифровых активах, любая компания, если была зарегистрирована как российское юрлицо – однозначно соответствовала признакам мошенничества. Их деятельность не носила правовой характер на территории РФ. Для операций с криптопроектами необходимо регистрировать компанию в той стране, где существует правовое поле для таких операций и законы регулируют их, можно отстаивать свои интересы в суде и есть практика делового оборота с криптовалютами.
Например, мы регистрировали компанию в Беларуси для защиты интересов инвесторов из России в криптовалютном инвестпроекте. Беларусь давно узаконила криптовалюты операции с ними.
Для простоты объяснений и наглядности, проиллюстрирую предлагаемые мною критерии (правовые индикаторы) на примере российской криптоаферы BOZCOIN (БУЗКОИН), которая была активно пропиарина, почти идеально упакована и собрала значительные инвестиции. Однако, если внимательно изучить прошлый проект Ольги Бузовой, который к сожалению удален и заменен новым, то только по информации на сайте проекта и в White Paper (декларация о сути и принципах криптовалютного проекта – его главный документ), можно было однозначно установить, что это мошенническая схема. Почему? Давайте разберемся. Первое- это российский проект и в те годы криптовалюты были на территории РФ вне закона.
2. Суть продукта: назначение, коин или токен?
2.1. Оплата с соцсетями (покупка кликов и лайков) – именно так обещалось монетизировать криптопроект BUZCOIN (первый). Никакие соцсети не отдадут свои расчеты и прибыль, инструмкенты монетизации – это абсурд, который был понятен тогда. Сейчас в проекте BUZCOIN 2 учли этот явный косяк – придумали свою SMM платформу BUZAR
2.2. Осень важный и ключевой момент, который позволял вывести на чистую воду криптомошенников из нашей страны сразу, в котором не очень разбираются наши юристы и адвокаты, что осложняет тяжбы в судах, это понимание разницы в терминах: «ТОКЕН» и «КОИН». Дело в том, что мошенники проекта BUZCOIN, как и мошенник криптопроекта Антон Редько https://newizv.ru/news/2018-04-16/konkurent-dlya-buzovoy-zachem-anton-redko-zapuskaet-proekt-must-na-icoo-268640?ysclid=lpo2bbdw9h679256879 (укронационалист, к слову сказать) запущенного в Москве, анонсировали и прописали в юридических документах о выпуске своего ТОКЕНА, в то время как в проекте BUZCOIN речь шла о выпуске своей криптовалюты. Это не случайно.
Токен – это цивровое обязательство. Аналогию можно провести с депозитарными расписками, опеорации с которыми проходят на фондовой бирже. Естественно, взяв деньги, криптопроект выдавал ТОКЕНЫ- обязательства за них и теоритически мог разместить их на бирже, но эти обязательства априори не ликвидны и вы их никому не продадите, т.е. останитесь с ТОКЕНАМИ, которые не имеют стоимости. Привлечь за это крайне сложно, т.к. вы добровольно инвестировали и получили ТОКЕНЫ, которые разместились на криптоплощадке. Обязательства- исполнены!
А КОИН – это цифровая монета! Для ее выпуска и размещения на криптобиржу надо иметь криптотехнологическую экспертизу, что очень дорого обходится. Вероятность выпуска крипто монеты случайными инвесторами примерно такая: первобытному человеку дали ноутбук и попросили написать программу для него…
В проекте BUZCOIN не было заявлено ни о каком алгоритме, его разработке или использовании популярных криптоплатформ для создания. При обещании выпуска криптовалюты BUZCOIN, в документах прописывались КОИНЫ! Верный признак подлога и мошенничества организаторов. Так как создание своего криптозащищенного алгоритма- дорого и сложно, большинство криптовалют и криптопроектов используют как платформу популярные алгоритмы: Биткоин и Эфириум, а так же другие менее популярные, но имеющие обращение на криптовалютных биржах алгоритмы цифровых монет. О них- ниже.
3. Алгоритм или платформа:
В первом криптолохотроне BUZCOIN - не было никакого алгоритма, не было в команде разработчиков криптопрограмм и не было накаких платформ. Никто просто не заморачивался на этом! После провала первой аферы, которая принесла миллионы рублей, проект запустил вторую итерацию лохотрона BUZCOIN 2, в котором сейчас учтены многие моменты, которые бросались в глаза ранее– в проекте упоминается Эфириум, который заявлен как платформа новой валюты BUZCOIN, что уже выглядит более экспертно и не вызывает вопросов «на чем же у вас создан Бузкоин??».
4. Назначение и транзакции:
Вот что написано на сайте BUZCOIN 2 (второй сбор денег «на криптовалюту» Ольги Бузовой):
«В сфере электронной коммерции BUZAR создаст универсальный Cверх-маркетплейс товаров и услуг. В рамках этого на платформе будут реализованы:…
2. Покупка/продажа товаров и услуг с гарантией безопасности сделок через технологию смарт-контрактов в сегментах B2C, C2C и B2B».
По закону, никакие иные валюты, кроме рубля, в том числе и криптовалюты, не могут быть платежным средством на территории РФ - ч. 5 ст. 14 Закона № 259-ФЗ. Оплата криптой – НЕ ЗАКОННА:
«5. Юридические лица, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения международных организаций и иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданные на территории Российской Федерации, физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг)».
Думаю, этих критериев достаточно, чтобы внимательно ознакомившись с документами проекта, не разбираясь в юридических и технических очень узких сложностях, отсеить 99% мошеннических криптопроектов.
Криптоюрист.