"Капитанская дочка" - идеальное произведение, словно специально созданное для Итогового сочинения. В нем можно найти аргументы для всех трех направлений, на которые разделены темы сочинения.
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Если говорить о первом направлении, то у нас есть положительные и отрицательные герои, которые являются носителями различных черт характера.
Так, Петр Андреевич Гринев добр, заботлив, демонстрирует смирение и миролюбие. Он великодушен и умеет прощать.
Кроме того, Гринев умеет искренне любить, жертвовать собой ради любви. Такой же является и его невеста Маша Миронова, которая ради спасения жизни жениха дошла до императрицы.
Также Гринев сочетает в себе такие качества, как героизм, сила духа, верность присяге, честность, чувство собственного достоинства. Наш герой высоконравственный человек, для него важно поступать по совести, в соответствии со своими убеждениями и воспитанием.
В отличие от Гринева Алексей Иванович Швабрин проявляет такие качества, как эгоизм, гордыня, самолюбие, тщеславие. Получив отказ от Маши Мироновой, Швабрин ведет себя как злобный, злопамятный и мстительный человек. Когда крепость захватил Емельян Пугачев, Швабрин сразу переходит на сторону мятежников. Он видит для себя перспективу - Пугачев назначает его комендантом крепости. Тем самым он совершает предательство, проявляет малодушие, подхалимство. При этом он ненавидит Пугачева, но готов притворяться ради своих корыстных целей. Швабрин - эгоист, для него главное - его благополучие. Неслучайно он тиранит Марию Ивановну. В желании добиться своего Швабрин способен на любую подлость.
А вот Емельян Пугачев - это персонаж, который обладает и положительными, и отрицательными качествами. Он жесток, проявляет самодурство и гордыню. Но в то же самое время Пугачев - носитель народной морали, нравственности, он платит за добро добром, способен проявить заботу и великодушие.
Семья, общество, Отечество в жизни человека
В "Капитанской дочке" показан пример сына, который следует заветам отца. Петр Гринев хорошо запомнил то, чему его учил отец. Андрей Петрович Гринев, старый гвардейский офицер, рассматривал понятия чести с позиция офицера, считая, что офицер должен безоговорочно выполнять приказы начальства, "служить верно тому, кому присягнешь".
Петр Гринев старается выполнить и еще одно наставление отца: "Береги честь смолоду". Он не изменил присяге, данной императрице. Выбирая между смерть и изменой присяге, он выбирает первое.
Гринев - это и пример настоящего патриота. Человек, руководствующийся в жизни духовно-нравственными принципами, уважает окружающих, их семейные традиции и обычаи, заботится о благосостоянии как своей семьи, так и страны в целом, любит Родину.
Пример еще одной семьи, которая следует правильным принципам и воспитала достойную дочь, - это семья Мироновых. Василиса Егоровна и Иван Кузьмич - небогатые, но добрые и почтенные люди. Они честные, верят в бога и обладают высокой нравственностью. Мироновы приняли Петра Гринева как родного. По-отечески они относились ко всем в Белогорской крепости. А при нападении Пугачева они проявили настоящую силу духа и мужество. Не отступили от своих принципов даже перед лицом смерти.
Природа и культура в жизни человека
На первый взгляд кажется, что "Капитанская дочка" не подойдет для третьего направления о природе, науке и искусстве. Но всё зависит от формулировки темы.
Вот примеры тем третьего направления, которые вполне можно проиллюстрировать "Капитанской дочкой":
501. Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
502. Почему литературу часто называют «человековедением»?
503. Чтение литературного произведения – труд или отдых?
506. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
508. Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
509. Помогает ли человеку книга лучше понять себя?
510. Какие произведения становятся классическими?
511. Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?
512. Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
513. Почему некоторые книги люди перечитывают?
523. Согласны ли Вы с утверждением о том, что чтение учит думать?
524. Какие темы художественной литературы не теряют своей актуальности с течением времени?
525. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С. Пушкин)
526. Какие книги Вы читаете с удовольствием?
528. Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?
529. Книга, которую я прочту своим детям.
530. Какую книгу я бы посоветовал прочитать другу?
531. Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?
532. Какие общечеловеческие ценности утверждаются в классической литературе?
533. Кто из современных писателей Вам особенно близок?
541. «Беседовать с писателями других веков — почти то же, что путешествовать» (Р. Декарт).
543. Какое место литература занимает в Вашей жизни?
547. Способна ли книга сделать человека лучше?
548. «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М.М. Пришвин)
549. Согласны ли Вы с утверждением А.И. Солженицына: «Единственный заменитель не прожитого нами опыта – литература»?
550. Какие книги Вам особенно интересны?
552. Какую книгу Вам хотелось бы перечитать?
553. Какая тема в литературе кажется Вам вечной?
Думаю, этого достаточно для того, чтобы стало понятно, что "Капитанская дочка" - книга, которая навсегда останется в истории литературы, которая учит нас вечным и добрым вещам.