Найти тему

Мои детские путешествия. "Я так мечтал стать капитаном". (мемуары нашего ушедшего друга).

Деревня Татарово  60-70- г фото с сайта https://pastvu.com/p/106361?share=1
Деревня Татарово 60-70- г фото с сайта https://pastvu.com/p/106361?share=1

Институтский друг моего мужа умер два года назад. Остались мемуары, которые он подарил мне еще при жизни. Они про то время, когда мы все жили нелегко, но спокойно, и об этом времени вспоминаем с удовольствием, Я хочу, чтобы вы тоже прочитали. В память о Геннадии Ивановиче Котельникове.

Марина, для тебя мои мемуары.
Котельников Г.И.


Любимая мама, родная
Мама, которой звонить забываем
В детстве без мамы никак
Ведь любит она просто так
1.

Родился я в деревне Татарово, как говориться, на брегах Москвы-реки. Мою Родину снесли в 1979 году перед московской Олимпиадой. Географически деревня Татарово находилась между селом Крылатское и Серебряным бором, находящимся на другой стороне реки.
В 50-е годы, да и позже, добраться в Кунцево можно было только пешком по грунтовой дороге, поэтому в Москву попадали в основном через реку.

На месте современного элитного района Крылатское находилась птицефабрика. Там, где теперь проходит олимпийская велотрасса, проводились кроссовые гонки на мотоциклах, а на месте велотрека было небольшое болото. На лугу, где проходит часть Гребного канала, гонялись ЗИЛы и УАЗики, а около, теперь уже всем скандально-известного "Речника", находилось наше футбольное поле.

Там проводились матчи на первенство Кунцевского района и "чемпионат" Татарова. Со стороны Серебряного бора на речке стояли плоты (там была дровяная база), но в дальнейшем их убрали, и мы лишились бесплатных плавающих бревен, за которыми татаровские жители охотились с баграми. Мой отец часто брал меня с собой охранять тачку, на которой с удовольствием возвращался, сидя верхом на мокрых бревнах. И. конечно, знаменитый песчаный карьер между берегом и троллейбусным кругом - центром цивилизации Серебряного бора. Песок привозили на баржах и на "Бездонке" его выгружали, образовывая горы, на которых зимой с удовольствием катались на лыжах и санках.



До середины 18-го века деревня называлась "Разориха", мимо неё проходил звенигородский тракт и места эти были облюбованы разбойниками, которые нападали на обозы. 
Название "Татарово" происходит из того, что на берегу Москвы-реки стояло поселение татаро-монголов, во времена Ига, здесь находился посланник золотой орды.

До середины 80-х годов на холмах можно было отыскать прямоугольные гранитные глыбы - захоронения татар.
До середины 18-го века деревня называлась "Разориха", мимо неё проходил звенигородский тракт и места эти были облюбованы разбойниками, которые нападали на обозы. Название "Татарово" происходит из того, что на берегу Москвы-реки стояло поселение татаро-монголов, во времена Ига, здесь находился посланник золотой орды. До середины 80-х годов на холмах можно было отыскать прямоугольные гранитные глыбы - захоронения татар.
Деревня Татарово  60-70- г фото с сайта https://pastvu.com/p/106361?share=1
Деревня Татарово 60-70- г фото с сайта https://pastvu.com/p/106361?share=1

В 50-е годы в Москву (тогда деревня Татарово находилась в Московской области) летом переправлялись на лодке, правда большинство жителей деревни работали в колхозе или на щеточной фабрике, а зимой ходили по льду до самого ледохода.
Я родился в апреле и, поэтому мои первые круизы из роддома домой, из дома в поликлинику были на "огромной", с двумя "длиннющими" веслами лодке дяди Васи, капитаном, рулевым и матросом в одном лице. Судно переправлялось с берега на берег, весной преодолевая сильное течение и раскалывая льды.
Судьба моя теперь была предопределена.
Интересно, что живя у реки, я учился плавать на море. Когда мне было 4 года, мы с мамой и старшим братом отдыхали дикарями в Хосте, где я рассекал на волнах в надувном резиновом круге.

Деревня Татарово  60-70- г фото с сайта https://pastvu.com/p/106361?share=1
Деревня Татарово 60-70- г фото с сайта https://pastvu.com/p/106361?share=1

В те времена все быстро менялось в лучшую сторону. Пустили катер до противоположного берега с навесом и лавками. Но прогресс был неизбежен. Появилась плавучая пристань и чудо красавец теплоход "Москвич". Для нас он был просто катер, а "речной трамвайчик" - это уж для "городской интеллигенции". И начал он ходить к пристани под мост Серебряного бора.
В 1960 г. деревня Татарово обрела статус Москвы. Вместо неказистой пристани поставили шикарный дебаркадер. В дальнейшем его заменили на деревянных сваях простенький причал.
25 лет моей жизни было связано с этим катером.
И в туман, и в ледоход служил он верой и правдой. Уже в эпоху развитого социализма провели модернизацию (тогда такое слово не употреблялось) и сделали автоматический трап. Тут же народ окрестил его "шлеп-трап", но использование требовало ювелирной точности. и, главное, он постоянно ломался. Не прижилось. Ходил катер с 5 утра до 1.30 ночи через каждый полчаса. Бывали случаи, когда я или мой брат опаздывали на на последний рейс, тогда мама будила капитана и упрашивала его перевезти с берега на берег полуночного сына. Ночевать-то было негде.

Деревня Татарово  60-70- г фото с сайта https://pastvu.com/p/106361?share=1
Деревня Татарово 60-70- г фото с сайта https://pastvu.com/p/106361?share=1

Стоила поездка как и в метро 5 копеек и в начале навигации продавались сезонные проездные билеты, что весьма было выгодно, но надо было только не прощелкать, так как продавались они всего только один день. Рубка капитана для всех табу, а передний салон, как и выход на корму, обычно были закрыты, поэтому считалось шиком проехаться там. Конечно, для молодежи сигануть на пристань, не дожидаясь трапа - обычное дело. А я, вечно опаздывающий на катер, частенько прыгал и на корму, благо капитан всегда придерживал отход.
Осенью стали наводить понтонный мост, хотя по льду все равно ходили - так же короче. Когда весной его снимали, лодка опять была востребована, потому что возвращаясь из школы, частенько обнаруживалось - мост разобрали, а катер неизвестно когда пустят.

Деревня Татарово  60-70- г фото с сайта https://pastvu.com/p/106361?share=1
Деревня Татарово 60-70- г фото с сайта https://pastvu.com/p/106361?share=1

Ледоход был для нас школьников праздником. Это и дополнительная неделя каникул, это и ручей, где проводились азартные гонки с пустыми консервными банками по Центральной улице, это и рыбалка руками в заводях перед шлюзом во Мнёвниках. В детстве строгал кораблики из коры, строил с друзьями плот, который вскоре был унесен течением Москвы-реки, выписывал журнал про судомоделизм, прочитал всего Жюля Верна, а где-то в 8 классе уже решил, что буду поступать в мореходку, но увлекся радиотехникой и по стопам брата поступил в Московский авиационный институт. А капитаном хочется стать до сих пор, хотя теперь уже быть пассажиром намного лучше.

Деревня Татарово  60-70- г фото с сайта https://pastvu.com/p/106361?share=1
Деревня Татарово 60-70- г фото с сайта https://pastvu.com/p/106361?share=1

ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ


Моя мама молодец! Благодаря ее инициативам вся наша семья много путешествовала. Кстати, практически, любой советский человек мог себе это позволить. Родители захотели поехать на историческую родину в село Орлов-Гай Саратовской области и приняли нестандартное решение.
В 1963 году я закончил 1-й класс на одни пятерки, мама купила билеты на теплоход "ИЛЬЯ МУРОМЕЦ" и во главе с дедушкой мы вступили на борт красавца корабля. Традиция обследовать все закутки любого судна осталась до сих пор.

Фото: скриншот YouTube. Теплоход «Илья Муромец»
Фото: скриншот YouTube. Теплоход «Илья Муромец»


Теплоход «Илья Муромец» проекта 588, немецкое обозначение BiFa Typ A, Binnenfahrgastschiff Typ A, (рус. речной пассажирский теплоход, тип A),[2] был построен под заводским номером 120,[3] во второй серии, на верфи VEB Mathias-Thesen-Werft Wismar в Висмаре, ГДР в 1958 году и передан в Волжское пароходство СССР. Полностью реконструирован в 2004—2005 годах. Фото в свободном доступе в интернете.
Теплоход «Илья Муромец» проекта 588, немецкое обозначение BiFa Typ A, Binnenfahrgastschiff Typ A, (рус. речной пассажирский теплоход, тип A),[2] был построен под заводским номером 120,[3] во второй серии, на верфи VEB Mathias-Thesen-Werft Wismar в Висмаре, ГДР в 1958 году и передан в Волжское пароходство СССР. Полностью реконструирован в 2004—2005 годах. Фото в свободном доступе в интернете.


Наш конечный пункт назначения был город Балаково.
Теплоход осуществлял пассажирский рейс. Он останавливался как в больших городах, так и на многочисленных маленьких пристанях, особенно по ночам. Матросы постоянно выгружали-нагружали мешки, которые взваливали на спину, где они поддерживались специальным приспособлением. Этими мешками были завалены все проходы на трюмной палубе. Там располагались наши каюты. Тетки, сопровождавшие свой груз, спали и ели, оседлав мешки, благоухая запахами отнюдь не "Красной Москвы". Спасал по утрам одеколон "Шипр", которым пользовался мой дедушка. Конечно, в каюте мы только спали и ели. Все остальное время проводили на палубе и в салоне, где на протяжении всего рейса грассирующие пенсионеры играли в преферанс.

Запомнился случай, когда шлюзовался "ИЛЬЯ МУРОМЕЦ" в первый раз, брат решил сделать фотографии шлюза, (это же очень интересно), но не прошло минуты, как появился военный и засветил пленку, хотя фотоаппарат вернул.

Через несколько дней мы приплыли в г. Балаково и далее добрались до г. Пугачев, где потомившись в спертом зале ожидания, сели на местный поезд, и вот в г. Ершово нас уже встречали многочисленные родственники. Через несколько часов после тряски в автобусе по пыльной степи появилось село Орлов-Гай.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ....