Ночью Татьяна проснулась от шума за окном. Она выглянула на улицу и увидела бегущих женщин и мужчин.
- Горит, горит,- кричали они,- Несите ведра с водой.
Татьяна наспех оделась и тоже побежала вслед за ними. Когда она подбежала к горящему дому, то не сразу поняла кому он принадлежит, а узнав, ахнула, прикрыв рукой рот.
- Никто не пострадал?- спросила она пробегающего рядом мужчину с полным ведром воды.
- А кто ж его знает?- ответил он, не повернув голову,- Вот потушим, тогда узнаем.
С треском обвалилась горящая балка и все отпрянули назад.
- Разгребай бревна,- крикнул кто-то, - Да осторожней, чтобы огонь не перекинулся на соседние дома.
К утру пожар был потушен, на пепелище обнаружили два обгоревших тела, мужчины и женщины.
На похоронах Павла Татьяна не плакала,она утешала Любашку и Андрюшку, которые стояли на кладбище, прижавшись к ней. Вера Ильинична с окаменелым от горя лицом держалась за соседнюю оградку, словно боялась упасть и тихо повторяла:
- Я так и знала, что добром все не закончится.
После поминок, когда все разошлись, за столом остались сидеть лишь Вера Ильинична и Татьяна.
- Бабы сказывали, что ребятишек теперь в интернат определят, раз и батька их родной помер,- тяжело вздохнула Вера Ильинична, утирая слезы уголком черного платка,- Мне то опеку над ними могут и не дать, стара я для этого.
- Как в интернат?- Татьяна удивленно посмотрела на свекровь,- Не отдам я их никуда, сама воспитаю и в люди выведу.
- Так то оно так,- снова вздохнула Вера Ильинична с уважением посмотрев на невестку,- Да кто же тебе это позволит? Ты для них не родная. Да и зачем тебе всю жизнь нужно обузу такую тащить? Ты еще молодая, глядишь замуж выйдешь, а с детьми, да еще чужими, кто ж тебя возьмет?
- Что вы такое говорите?- Татьяна стала нервно собирать со стола тарелки,- Какие же они для меня чужие? Самые что ни на есть- родные. И я буду добиваться, чтобы оформить опеку над ребятишками, а там глядишь документы на усыновление и удочерение подам. Пусть только попробуют мне в этом отказать,- она показала в окно кулак, словно там кто то стоял из государственных служащих, занимающихся опекой.
- Дай то Бог, дай то Бог!- Вера Ильинична поднялась из-за стола и принялась помогать Татьяне,- Говорила я Павлу, чтобы он получше присмотрелся к тебе, да не послушал он меня,- она посмотрела на фотографию сына, которая стояла на тумбочке, рядом с горевшей свечкой,- Жил бы сейчас, да горя не знал. А сейчас лежит в сырой земле и все из-за этой...- пожилая женщина снова залилась слезами.
Татьяна подошла к свекрови и обняла ее, прижав к себе.
- Ты уж, дочка, не бросай меня,- Вера Ильинична впервые назвала невестку «дочкой»,- Кроме тебя и внучат у меня больше никого не осталось на всем белом свете.
- Не переживайте, никого из вас я не брошу,- уверенно ответила Татьяна,- Вот маму свою еще перевезу из соседней деревни и будем мы жить все вместе, как большая и дружная семья. Теперь я за всех вас в ответе.
Сколько сил и трудов пришлось приложить Татьяне, чтобы добиться опеки над детьми, знает только она сама. Порой плакала по ночам в подушку, сталкиваясь с непониманием и равнодушием со стороны органов опеки. Но Таня твердо стояла на своем — детей она не отдаст ни кому, чтобы ей это не стоило.
Татьяна готова была переехать вместе с ними на другое место жительство, лишь бы ребятишек не распределили по детским домам. Она бы, наверно, дошла бы и до Кремля, отстаивая свое право воспитывать детей, которые ей стали уже родными. Но в итоге, все разрешилось благополучно и, после всех трудностей, Татьяна с гордостью объявила, что теперь является законным опекуном над Любашей, Андрюшкой, Никиткой и Катюшкой.
Вера Ильинична плакала от счастья и без устали благодарила Татьяну за ее доброе сердце и широкую душу.
Эпилог.
Шли годы, подрастали дети. Любаша первая выпорхнула из «гнезда», уехала учиться в город, да там и осталась. Вышла замуж за хорошего парня, родила сына и дочку, которую назвала Наденькой.
Андрей, после окончания сельскохозяйственного техникума, переехал жить в большое село. Женился на замечательной девушке Наташе, которая «подарила» ему двух сыновей- Гришку и Мишку.
Никита стал военным и теперь, вместе с семьей служил на Дальнем Востоке. Татьяна Петровна, как то летала к ним в гости, когда родилась внучка Полиночка, а вот когда на свет появился внук Ванюшка, отправиться в гости уже не смогла- стало подводить здоровье, побаливало сердце и она боялась «помереть в самолете.»
Самая младшая, Катюшка, вернее, теперь уже Екатерина Павловна, закончила педагогическое училище и теперь работала учителем начальных классов, в той же школе, которую сама когда то закончила. Учась на последнем курсе , «выскочила» замуж за однокурсника- Виктора Матвеева и уговорила его, после получения диплома, вернуться в ее родную деревню. Виктор рос сиротой и для него в сердце Татьяны Петровны нашлось место. Она полюбила зятя всей душой и ласково называла его «сынок». Когда у Кати и Виктора родилась дочка, то они, не раздумывая, назвали ее- Танечкой.
Сейчас, во дворе дома, в котором по-прежнему жила Татьяна Петровна было шумно и многолюдно. В честь ее юбилея, съехались дети и внуки. Не хватало только Никиты с семьей, но оно и понятно, он человек военный, да и живет далеко. Праздничный стол решили накрыть во дворе, так как многочисленным родственникам и гостям в доме бы не хватило места. Да и погода была замечательная, светило солнышко, дул легкий ветерок и весь воздух был словно наполнен радостью и праздником.
- Ох и доставила я вам хлопот,- вздыхала Татьяна Петровна, но было видно- она очень рада, что все ее родные и близкие люди находятся сейчас рядом с ней,- Жалко, что Вера Ильинична и моя мама не дожили до этого дня,- она утерла набежавшую слезу,- Они бы тоже порадовались вместе со мной.
Когда все уселись за столом, то первым слово взял Андрей. Он встал со своего места, с любовью и нежностью посмотрел на Татьяну Петровну и, поднимая фужер с шампанским, произнес:
- От лица всех здесь собравшихся,я хочу поздравить с юбилеем свою дорогую мамочку. Все знают, что мы с ней разные по крови, но лично для нас ты стала самой родной. Спасибо тебе за все, за доброе сердце, за ласковые слова, за поддержку, за внимание. Ты нас ни разу не обидела, ни словом, ни делом, берегла, словно самую дорогую драгоценность. Все мы знаем, как тебе порой приходилось трудно и тяжело,но ты никогда не жаловалась и не сетовала на судьбу.
Сегодня ты еще услышишь много добрых слов в свой адрес, но я лично благодарен, что именно ты стала нашей второй мамой,- Андрей подошел к Татьяне Петровне, взял ее руку и поцеловал, в знак искренней благодарности.
Едва он вернулся на свое место, как калитка распахнулась и все сначала застыли от изумления, а потом повскакивали со своих мест и побежали к вновь прибывшим гостям.
Татьяна Петровна прищурилась, не сразу разглядев, кто пришел, а потом всплеснула руками и расплакалась:
- Никитушка, миленький! Радость то какая! Всей семьей смогли приехать ко мне!
И снова за столом звучали тосты, слова благодарности. Татьяна Петровна сидела во главе стола, с гордостью и любовью смотрела на своих детей, внуков, невесток, зятьев, которые смеялись, веселились, общались друг с другом и понимала, что не зря прожила она свою жизнь. Порой трудную, но главное- она вырастила замечательных детей, в которых вложила всю свою любовь и заботу и которые стали достойными людьми. А много ли матери надо для счастья? Главное, чтобы у ее детей было все хорошо и мирное небо над головой!
Конец.
Дорогие читатели, жду ваши комментарии. Понравился вам рассказ или нет. Мне важно каждое ваше мнение.