Мы знаем имена благополучно вернувшихся из своих путешествий первопроходцев. Но сколько было тех, которые не вернулись! Что с ними произошло на самом деле? Грандиозные планы, трудности пути и необычные итоги экспедиций давно минувших дней — в нашем историческом обзоре.
Проход из Северного моря в Тихий океан: экспедиция Хью Уиллоби, 1553 год
23 июня 1553 года от берегов Англии отчалили три корабля: «Эдвард Бонавентура», «Бона Эсперанса» и «Бона Конфиденца». Они должны были найти северо-восточный проход из Северного моря в Тихий океан. Путь лежал вдоль северного побережья Русского царства. Руководил экспедицией сэр Хью Уиллоби — отличный военный, но плохой моряк.
3 августа после страшного шторма «Эдвард Бонавентура» потерялся в море, а два других корабля продолжили путь на восток и вскоре достигли Новой Земли. Но из-за сложной ледовой обстановки экспедиции пришлось повернуть назад и встать на зимовку у берега Кольского полуострова, рядом с устьем реки Варзины. Вокруг было множество дичи и рыбы, так что зимовка обещала быть достаточно комфортной…
Весной следующего года поморские рыбаки наткнулись на два английских судна. Одно было абсолютно пусто, а внутри другого обнаружилось 63 трупа. «Некоторые из умерших были найдены сидящими с пером в руках и бумагой перед ними, другие — сидящими за столом с тарелками в руках и ложками во рту, третьи — открывающими шкаф, иные — в других позах, как будто статуи, которые поставили таким образом. Так же выглядели собаки» — так описали рыбаки то, что они увидели внутри «Бона Эсперансы».
Если верить этим словам, то ни холод, ни голод, ни какая-либо болезнь не могли стать причиной одновременной гибели стольких людей. Наиболее правдоподобная версия их смерти — отравление угарным газом. Но это только лишь версия.
А что же случилось с потерявшимся «Бонавентурой»? Корабль благополучно пристал к материку неподалеку от Архангельска, а его капитан Ричард Ченслор совершил путешествие в Москву, удостоился аудиенции у Ивана Грозного и стал основателем английской Московской компании, получившей монопольные права на торговлю с Россией.
Путь из России в Индию: экспедиция Бековича-Черкасского, 1717 год
Экспедиция под руководством князя Александра Бековича-Черкасского состоялась в 1717 году. Организована она была по приказу Петра I. Главной ее целью была Индия. Попутно нужно было «склонить к верности и подданству» хивинского и бухарского ханов. Руководителем экспедиции был назначен потомок кабардинских князей, до крещения носивший имя Девлет-Гирей-мурза.
В поход через Каспийское море из Астрахани выступили 6000 человек на 100 кораблях. Во время шторма значительная часть флота погибла, в том числе утонуло судно, на котором находилась жена и две дочери Бековича-Черкасского. Оставшиеся в живых продолжили миссию, но на подходе к Хиве на экспедицию напали ханские войска, имевшие пятикратное преимущество в численности. Впрочем, одолеть русских им не удалось, и после трех дней ожесточенных боев хан пригласил Бековича на переговоры, где уговорил Черкасского разделить русское войско на пять отрядов и отправить их порознь в пять разных городов, якобы на временное проживание.
Естественно, все эти отряды были перебиты поодиночке, оставшихся в живых солдат продали в рабство на рынках Хивы и Бухары. Сам Бекович-Черкасский был обезглавлен, и голова его выставлена на базарной площади в Хиве. Впрочем, некоторые утверждают, что Бековичу за сдачу войска была дарована жизнь и он благополучно окончил свои дни при дворе хана. В Российской же империи надолго вошла в обиход поговорка «пропал как Бекович».
Исследование Тихого океана: экспедиция Лаперуза, 1788 год
Кругосветная экспедиция, которой руководил знаменитый французский мореплаватель Жан-Франсуа де Лаперуз, пропала бесследно в районе острова Ваникоро группы Санта-Крус в западной части Тихого океана.
Экспедиция в составе 220 человек, организованная личным указом Людовика XVI, отправилась в плавание 1 августа 1785 года на двух кораблях «Астролябия» и «Буссоль» («Компас»). Она обогнула мыс Горн, побывала на острове Пасхи и в Калифорнии, а затем отправилась на северо-запад. Во время этого плавания был открыт пролив между Сахалином и островом Хоккайдо, ныне носящий имя Лаперуза. У берегов Аляски во время бури в море унесло две шлюпки с 21 членом команды. На острове Самоа во время стычки с местным населением погибло еще 12 человек, в том числе и капитан «Астролябии». В январе 1788 года у восточного берега Австралии корабли Лаперуза повстречались с английской эскадрой. Лаперуз передал через англичан письма на родину, и с того момента больше никаких сведений о нем и его людях не поступало. Существует легенда, что, когда Людовика XVI в 1793 году вели на казнь, последними его словами были: «Есть ли новые известия от Лаперуза?»
В 1826 году на побережье острова Ваникоро были обнаружены останки потерпевшего кораблекрушение французского судна. Возможно, это была «Астролябия». Местные жители рассказали, что четверо моряков спаслись и долгое время жили на Ваникоро. Последний из них умер в 1825 году.
Поиски прохода из Атлантического в Тихий океан: экспедиция Джона Франклина, 1845 год
Гибель этой английской экспедиции — пожалуй, самая мрачная страница в истории освоения Северного Ледовитого океана. Чего стоят одни только названия кораблей, на которых она отправилась искать северо-западный проход из Атлантического в Тихий океан: Erebus и Terror («Мрак» и «Ужас»).
Джон Франклин — опытный моряк и полярник, участник и руководитель множества экспедиций, в том числе и арктических. Свой последний поход он возглавил в возрасте 59 лет, что само по себе уже является подвигом. Экспедиция в составе 129 человек вышла в море 19 мая 1845 года и исчезла. Когда все мыслимые и немыслимые сроки возвращения прошли, их принялись искать. С 1848 по 1854 год было организовано 39 спасательных миссий, но все они были безуспешны. Наконец одна за другой стали появляться страшные находки: могилы погибших моряков, непогребенные скелеты, брошенные лодки, каменные пирамиды с записками, из которых стала проясняться судьба экспедиции…
Оба корабля вмерзли в лед в сентябре 1846 года, и в течение полутора лет не могли сдвинуться с места. 22 апреля 1848 года оставшиеся в живых члены экипажей решили покинуть корабли, переделать шлюпки в сани и двигаться в сторону материка. До ближайшего жилья было более 2000 км. Из 105 человек, отправившихся в путь, не выжил никто.
Наконец в устье реки Бак были обнаружены останки экспедиции Франклина. Но лучше бы их не находили вообще. Стало ясно, что после того, как кончилось продовольствие, люди стали есть мясо своих погибших товарищей по несчастью, но и это им не помогло…
Сам Франклин умер еще 11 июня 1847 года на борту «Эребуса». Эта дата стояла в одной из оставленных в каменной пирамиде записок. Его могила до сих пор не обнаружена. «Эребус» был найден в сентябре 2014 года, а еще спустя два года нашли и «Террор». Оба покинутых командами корабля самостоятельно вырвались из ледового плена, но вскоре затонули.
Не менее сложными, но более удачными были другие экспедиции. «Моя Планета» писала о них. Трагедия и фарс, лед и героизм и, конечно, загадки — в статье «Так кто открыл Северный полюс? Кук vs Пири».
«5 историй судов, застрявших во льдах» — героические истории кораблей и людей, попавших в жестокий ледяной плен: с XIX века до 2012 года, включая знаменитых челюскинцев, и относительно недавняя, когда 25 декабря, под самый новый, 2013-й год, исследовательское судно «Академик Шокальский» с 74 людьми на борту застряло в Антарктике.
Покорение Южного полюса: документальные снимки экспедиции «Терра Нова» 1910–1913 годов