В начале 2000-х российская армия освободила столицу Чечни город Грозный. После чего дни так называемой «Ичкерии» в реальном, а не в виртуальном образе, были уже фактически сочтены.
Часть террористов, окруженных в Грозном, однако смогла все же избежать заслуженной гибели в операции «Охота на волков». И, в феврале 2000-го года, прорвавшись через минные поля, с огромными потерями ушла из блокированного города.
Вырвавшиеся из котла боевики разделись на 2 крупные группы. Одна, под началом Шамиля Басаева, объединившись с отрядом его подельника Хаттаба попыталась уйти в горы, прорваться в Дагестан или Грузию. Легендарное и трагическое сражение псковских десантников на высоте 776 в начале марта 2000-го года именно с этой бандой произошло.
А вот вторая группа, под командованием полевого командира Руслана «Хамзата» Гелаева внезапно совершила финт ушами. Двинулась прямо на малую родину своего главаря - в село Комсомольское Урус-Мартановского района Чечни. Видимо надеясь отыскать тут, в заранее укрепленном селе какую-то поддержку.
Так называемый «Гелаевский спецназ» смял жиденькую цепочку опорных пунктов стоявших на подступах к Комсомольскому бойцов 503-го мотострелкового полка.
В тяжелейшем бою с превосходившими числом боевиками погиб командир стрелковой российской роты, рассеяна сама рота. Подбит был российский танк Т-72, чей экипаж ставшего посмертно героем России лейтенанта Александра Луценко не пожалели террористы.
После этого боя гелаевцы вошли в сам населенный пункт и заняли тут упорную оборону.
- Атака совершенно неожиданной была - никто не ждал, что Гелаев пойдет на Комсомольское, - вспоминал российский генерал Григорий Фоменко, непосредственный участник тех событий. - Это же по сути самоубийственный шаг был!
В начале марта 2000-го года российские военные окружили Комсомольское. Спецназ начал его первый отчаянный штурм. Но из-за сильной недооценки сил противника атака нахрапом провалилась. Спецназовцы, бойцы отрядов «Росич» и «Тайфун», потеряв свыше 14 бойцов, едва вышли из окружения.
Оказалось, что в населенном пункте укрывается около полутора тысяч хорошо вооруженных и опытных бандитов. Началось куда более подготовленное наступление на село. Спецоперацией командовал, кстати, сам генерал Валерий Герасимов, будущий начальник Генштаба российской армии.
По Комсомольскому работала авиация (самолеты, вертолеты) и артиллерия - включая знаменитые тяжелые огнеметные установки с кажущимся таким легкомысленным названием «Буратино». В ход пошли танки. Применялись даже оперативно-тактической ракеты «Точка-У».
Не все так просто
Однако взять вотчину Гелаева, хорошо укрепленную еще до войны, оказалось для российских военных делом крайне непростым. Нужно было, к примеру, штурмовать бетонированные доты, глубокие подвалы под каменными домами.
Сложившуюся ситуацию немного облегчал лишь исход мирных жителей из населенного пункта. Гелаев все же отпустил земляков из Комсомольского, отлично понимавших, что им грозит. Интересно, что вместе с «мирняком» из блокированного села пытались выбраться и некоторые раненые боевики. Однако их быстро вычислили и сдали куда надо сами же гражданские.
Лишь к 11 марта 2000-го года федералам удалось войти в само Комсомольское. Завязались уже тяжелейшие уличные бои. Параллельно Гелаев запрашивал по радио помощь Комсомольскому от других полевых командиров. На поддержку ему вышел крупный, до 300 штыков, отряд боевика Сейфуллы, что удалось разгромить на ближних подступах к Комсомольскому.
На улицах Комсомольского в низких весенних туманах кипела жестокая сеча - федералы и боевики сходились в рукопашную. Иногда почти не видя противника в тумане, просто вслепую забрасывали друг друга гранатами. Ситуация осложнялась наличием среди гелаевцев немалого иностранных числа наемников-фанатиков, которым было совершенно нечего терять.
Из-за дефицита тяжелой пехоты Комсомольское штурмовали даже сотрудники спецназа министерства юстиции, чье предназначение по сути гасить бунты в колониях. Эти воины достойно исполняли свой долг, хотя понесли немалые потери.
Крупную поддержку в освобождении Комсомольского оказывали сами чеченцы - бойцы героя России Саида-Магомеда Какиева, известного под прозвищем «чеченский терминатор».
Российские танки прямой наводкой уничтожали огневые точки и укрепленные дома с врагом. К 15 марта 2000-го российский спецназ взял штурмом сельскую больницу. И почти все дома, кроме нескольких в центре.
21-22 марта часть боевиков сложила оружие, будучи оставлена своим командиром, испытывая жесткий дефицит боеприпасов, провианта и медикаментов. В плены попали террористы, приехавшие из Индии, пара представившихся «поварами" уйгуров из Китая. И даже один гражданин Чехии.
Потери сторон
Всего в боях тогда, по данным разбиравших потом завалы сотрудников МЧС, было уничтожено свыше 800 боевиков. Среди уничтоженных были такие именитые главари бандитов, как например Таус Багураев - бригадный генерал и Кавалер ордена Ичкерии «Честь нации».
Убит был прятавшийся в здешнем подвале и Хамзат Батаев, прославившийся в первую чеченскую как «комендант крепости Бамут». Еще около 300 отъявленных террористов попало в плен.
Российская армия в почти двухнедельных боях потеряла около полсотни убитыми и до трехсот человек ранеными.
Гелаев опять ушел
Но вот сам Гелаев опять умудрился вырваться. Еще 9 марта, до полного блокирования населенного пункта федералами, хитрый боевик вышел из села, бросив остатки своих людей на произвол судьбы. Гарнизон Комсомольского он оставил на подручного - боевика Хамзата Идигова, впоследствии подорвавшегося тут же на мине.
Еще четыре года докучал «старик» российским военным, пока не был уничтожен в Дагестане.
Последний бой, он - трудный самый
Так, штурм Комсомольского стал последним крупным сражением второй чеченской кампании... Хваленый «гелаевский спецназ» после этого боя по сути навсегда прекратил свое существование.
Хотя до конца самой второй чеченской войны было еще ох как далеко. Конфликт надолго перешел в партизанскую фазу.
В самом Комсомольском тогда не осталось по сути ни единого целого дома. Населенный пункт был полностью восстановлен только к 2010-м годам. Сегодня он носит исконно чеченское название Гой-Чу...