Найти тему
Архивариус Кот

«Он хочет сесть на царство самовольно»

Сцена из спектакля Малого театра
Сцена из спектакля Малого театра

Четыре заключительные картины хроники Островского охватывают последнюю неделю правления (и жизни) Дмитрия Самозванца – с 11 по 17 мая 1606 года. Что мы видим?

В доме Шуйского идёт подготовка к восстанию. Калачник будет «отчитываться о проделанной работе»:

Мы кольчуги

По твоему приказу отобрали

Из кладовой. Кому раздать, я знаю…

…Я рать сберу из вольницы московской;

Мы выпустим сидельцев бражных тюрем,

Цепных воров с Варварского крестца!

И эту рать удалую навстречу

Пищального огня я поведу.

Мы вашу грудь своею загородим;

За головы разумные бояр

Мы головы дешёвые положим…

Здесь же князья Голицын и Куракин – те, кто уже рассуждал о необходимости поставить нового царя. И сейчас они ведут речь о том же:

- Потешились над нами наши гости,

И будет с них; пришёл конец их панству,

Конец царьку и нашему холопству.

- Пора уж нам почёт, боярам, видеть!

Мы выберем себе царя меж нами,

Боярского царя.

В этой же сцене прозвучит монолог Шуйского о политических манипуляциях вокруг правды и лжи:

По выбору и ложь и правда служат

У нас в руках орудием для блага

Народного. Нужна народу правда —

И мы даём её; мы правду прячем,

Когда обман народу во спасенье.

Мы лжём ему: и мрут и оживают

По нашей воле люди…

Он покается перед всеми в своей лжи о спасённом царевиче («Мне царевич известен был — я хоронил его»), объясняя, что этой ложью «Русь спасали от Бориса»:

Но выросла та ложь трёглавым змеем,

Свила гнездо себе в чертогах царских

И ересью дохнула на Россию.

И теперь, объявляя обо всех прегрешениях самозванца (в том числе и о том, что сам подсказал ему – «Священников и нас, бояр, повыгнал, забрал дворы и отдал их полякам»), он призывает готовится к выступлению: «Вы, покуда пора придёт, товарищей сбирайте», «Неделю вам я сроку дам; в субботу зарю встречай и поджидай работу!» Он будет представлять затеваемое как борьбу за веру:

Смирней, друзья! Не бунт мы затеваем!

О чём шуметь! Святое наше дело.

Придёт пора и время; мы за веру

Иконами, крестами ополчимся,

Помолимся и скажем: с нами Бог!

Но скептически настроенные Куракин и Голицын верны себе:

- Толкуй себе: «Не бунт мы начинаем!»

Чего ж ещё, коль это уж не бунт!

- Какой же бунт! Василий свет Иваныч,

Что ни начни, все свято у него!

Заведомо мошенничать сберётся

Иль видимую пакость норовит,

А сам, гляди, вздыхает с постной рожей

И говорит: «Святое дело, братцы!»

И мы увидим в следующей картине, как те простые люди, кто был у Шуйского, во главе с Калачником, в общем-то во многом сами провоцируют конфликт с иноземцами…

Сцена из спектакля Малого театра
Сцена из спектакля Малого театра

************

А в Кремле в это время празднуют. Сам Дмитрий объявляет:

Мы вечер посвящаем на забавы.

Я утром — царь, а вечером — любовник,

Вздыхающий у ног своей богини.

Здесь же и Шуйский, держащийся обычной своей тактики. В ответ на жалобы гостей («Москва шумит, поляков обижают») он спросит: «Вельможный пан боится хлопов глупых?» Отговаривается полным незнанием происходящего

…С утра до поздней ночи

Я во дворце толкусь, у государя;

Сегодня пьян, а завтра сплю с похмелья —

Я ничего не вижу и не слышу.

В качестве «зачинщика-предводителя» пойман Иван-дурак, который «хохочет, мотает головой и показывает на всех пальцами», - и это тоже кое-кого настраивает на несерьёзный лад. Словам Шуйского «Я большой беды не вижу от драки пьяных польских челядинцев с торговцами московскими» будто вторит Марина Мнишек:

Какой-то бунт, я слышала, бояре

Затеяли. О чём они бунтуют,

Вели спросить да запереть их крепче,

И танцевать начнём с тобою снова.

А Дмитрий? Он слышит здравые рассуждения поляков («Вдвоём, втроём дерутся — будет драка; а в тысячах не драка уж, а бунт»). Он начинает сам догадываться и отдаёт дельные распоряжения:

Голицына и Шуйского без шуму,

Когда пиры мы кончим, посадить

За приставы, всю их родню, знакомых

И близких им! Не подавай и виду:

Пусть думают, что мы не бережёмся.

У них в глазах недоброе!

Но заметьте – «когда пиры мы кончим»! Он как будто не подозревает, что его пиру суждено кончиться очень скоро и совсем не так, как ему представляется…

И даже Басманов не сразу поймёт, что происходит, когда раздастся набат («Никак, набат? И то набат! Вот горе! Пожар теперь — беда! Перепугает гостей у нас!»)

А Дмитрий, хоть и пугает его начавшийся мятеж («Ужель Басманов прав? Ужели смерть и страшный суд так близко!»), всё же не бежит, а пытается как-то противостоять: «Собрать скорей всех немцев и поляков и верных нам стрельцов». И вызывают уважение его слова: «Пусти меня, Басманов! Я умереть хочу с мечом в руках».

И когда услышит от появившегося Шуйского «Про то мы сами знаем, кто нужен нам, да только лишь не вор», - осознает тяжесть потери власти:

Зачем меня вы прежде не убили.

Пока я был ничтожен, как и вы!

Зачем меня на царство допустили

И дали мне изведать сладость власти,

Начать дела геройские и славу

Побед своих заране предвкушать!

И будет думать о Марине, и попытается ещё сопротивляться, так что даже Шуйский испугается:

Земля заколебалась

Под нашими ногами. Ну, Голицын,

Пропали мы! Давно живу на свете,

А в первый раз колена задрожали

Но силы неравны: народ во главе с Калачником сминает сопротивление, и вот уже «стрельцы царька несут с собой в покои», но даже в таком состоянии («безоружен и ранен я») он не желает каяться:

Я сын царя Ивана

Василича, твой царь и повелитель.

Ты не узнал меня, холоп!

И призывает Шуйского:

Пойдём к народу,

На лобное, к мятежникам твоим!..

Я не боюсь, я прав; пускай рассудят

Меня с тобой! Я отдаюсь на волю

Народную… Боишься ты, не смеешь

Своей души народу обнажить?

Я всё скажу! И пусть народ узнает,

Что я честней тебя, неблагодарный

Клятвопреступник!

Г.В.Подгородинский в роли Дмитрия Самозванца
Г.В.Подгородинский в роли Дмитрия Самозванца

Даже таким он опасен для бояр – «Чего же вы стоите! Народу тьма сошлась, невесть отколе спасать царя бегут».

А потому можно снова солгать: «Расстрига повинился», - и застрелить…

И вот уже «выкликают» нового царя:

Храни тебя господь на многи лета!

Великий князь и государь Василий

Иванович!

Но Голицын прекрасно понимает, что это ещё не конец:

Крамольник он от головы до пяток!

Боярином ему б и оставаться,

Крамольнику не след короноваться.

Крамолой сел Борис, а Дмитрий силой:

Обоим трон московский был могилой.

Для Шуйского примеров не довольно;

Он хочет сесть на царство самовольно —

Не царствовать ему! На трон свободный

Садится лишь избранник всенародный.

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь

"Путеводитель" по пьесам Островского здесь

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц