Попаданчество - это не только про "трактиры, стычки, шпаги, кони". Это в первую очередь, пожалуй что, про быт. Чтобы не выделяться среди местных, даже магическим образом на идеальном уровне овладев местным языком (основополагающий литературный штамп жанра), нужно знать огромную кучу мелких бытовых деталей, из которых, собственно, и состоит жизнь. И одна из ключевых позиций в этом списке - ткани. Одежда.
Ткани, как правило, в "попаданческих" книгах не описываются... и сейчас вы поймете, почему. Ткани, приведенные в этой статье, были в ходу на Руси еще в XVII веке. Сравнительно недавно, четырехсот лет не прошло. Однако сейчас их названия помнят даже не все историки. А в основном реконструкторы, и то - занимающиеся Русью данного периода, а их очень немного. Как-то не особо в моде это направление, по крайней мере по моим наблюдениям...
Итак, начнем, благословясь, с самых дешевых. Единственная оговорка у нас будет - это все НЕ домоткань. Все упомянутые здесь ткани для Руси того периода - привозные. Импорт тканей у нас тогда был развит очень сильно, и с Востока, и с Запада. По причине отсутствия собственного ресурса для развития этой отрасли, кроме льна и конопли, а их них что-то красивое соорудить крайне сложно...))
Любая качественная и хотя бы немного ценная ткань в то время, кроме шерстяных - это шелк. Она будет на основе шелка. Соответственно, она импортная. Потому что шелкопрядов как-то в России не ассимилировали...)
Бумажная ткань, впрочем (то есть хлопчатая), тоже была импортной. Или готовыми отрезами, или мотками ниток для станков, но - импортной. Не растет хлопок в Подмосковье, ну что ты будешь делать? Хоть всех холопов запори, а не растет, и все тут...)
В общем, вот список тех матерьялов, что могли встретиться нашему гипотетическому попаданцу в городской лавке в Москве или другом крупном городе Руси времен Алексея Михайловича...
Недорогие ткани
Миткаль, киндяк и зендень. Бумажная ткань (так тогда называли хлопковую). Гроденаплевое переплетение - то есть нити основы и утка пересекаются через одну:
В чистом виде имел белый цвет и именовался собственно миткалем. Крашеный миткаль приобретал иные названия: красный - кумач, синий, желтый, либо других цветов - киндяк, белый миткаль либо киндяк с набивным узором - набойка или выбойка. Причем особенность киндяка - красились не нити перед началом производства, а окрашивался уже готовый отрез, куском. Это видно по сохранившимся образцам киндяка в музеях - прокраска их неравномерная.
В некоторых случаях название ткани переходит на название одежды. Так, в Тверской области времен Даля киндяком называли особого фасона кафтан.
Тонкие сорта миткаля - ситец, толстые - бязь. Пока вроде не очень страшно, еще слова знакомые, да? Не переживайте, это ненадолго...)
Киндяк малоимущими сословиями употреблялся на верхнюю одежду, а у высших иногда шел на подкладку. Так, в нескольких музеях имеется изрядное количество церковных одежд для торжеств, у которых верх - из дорогой ткани (мы до нее еще дойдем), а вот подкладка - из киндяка. Тот сорт киндяка, что шел на подкладки, именовался зендень.
...Прежде всего отметим, что в XVII в. зендень расценивалась очень дешево, напр., миткалинные ризы, скроенные в 1623-м году в церковь Пречистой Богородицы Ржевской в Трубниках, имели опушку из «зендени тмосиней», аршин которой оценен только в 10 денег). Затем, для определения сорта ткани и ее вида мы имеем дьяконский стихарь из собора 12 апостолов (теперь в Оружейной Палате № 12057), скроенный из золотного атласа и подложенный «зенденью лазоревой», что отмечено в описи 1772 года (лист 39, № 2). Ткань подкладки чисто бумажная, без всякого шелка. По технике она тождественна с миткалинными тканями, только нити в ней несколько толще, чем в киндяке. Описи упоминают различные цвета зендени: гвоздичный, лазоревый, мясной, синий, червленый и др. В большинстве случаев зендень шла на подкладки или на самые бедные ризы в сельские церкви. В Оружейной Палате и в Историческом Музее имеется множество образцов зендени гвоздичного, лазоревого, синего и красного цветов.
Ткани среднего ценового сегмента
Это, например, кутня. Ткань из смеси шелковых и бумажных нитей. Упоминание в документах часто сопровождается пометкой "полосата". Большей частью привозилась с Востока - существовали бухарская, турская, кизилбашская, индийская и даже вавилонская кутни, однако встречается в источниках и кутня немецкая. Это не обязательно означает, кстати, что последняя делалась на Западе - просто этот конкретный сорт поставлялся через немецких купцов, вот и все...
При этом кутня очень похожа на гораздо более дорогой атлас:
По внешнему виду ткань ничем не отличается от гладкого атласа средней добротности; только па ощупь ясно заметно, по жесткости ткани, что в нее введено значительное количество нешелковой пряжи. Анализ ткани показывает, что ее основа состоит из шелковых нитей, а уток из очень толстых бумажных (некрашеных), соединяющихся между собой правильным атласистым переплетением. Кутня легко определяется по тыловой (левой) стороне ткани, где резко выступают толстые нити утка, совершенно незаметные в чисто шелковом атласе.
Так что, дорогие попаданцы, имейте в виду - во-первых, и кутню вам могут попробовать втюхать как атлас, во-вторых... И вам самим ничто не мешает поступить по примеру Портоса, заказав какой-нибудь кушак из кутни: издалека за атласный сойдет, а тыловую сторону все равно никто не разглядит. Главное, при посторонних кушак не снимать. Но это и без того - крайне неприличный поступок по тогдашним понятиям, снять с себя кушак - это... ну, например, как у нас в метро начать штаны расстегивать. Реакция окружающих будет та же самая.
А вот сейчас пойдет самое интересное...
Дороги. В XVII веке на Руси - тоже вид ткани, причем очень распространенный. Восточная шелковая ткань гроденаплевого переплетения, самых разных цветов. В текстах часто упоминается, что "дороги" имели вертикальные полосы - но такие полосы вообще часто встречались на самых разных восточных тканях.
Одни источники говорят, что дороги - это разновидность восточной тафты. Другие выводят это русское название от персидского "дараи" - в одном документе есть "билингва", то есть это самое персидское "дараи" персидским же написанием, а рядом русская транскрипция (или транлитерация) - "дороги".
Из документов видно, что на ряду с узорами из полосок очень часто встречаются «дороги с травками мелкими золотиыми и серебряными», «дороги кизилбашские— по брусничной земле, по ней деревца золотные с шелками», и т. п. Еще чаще встречаются дороги цветные: зеленые, лазоревые и пр., но без всяких узоров, или же струйчатые. ... В Воскресенском Музее (б. Ново-Иерусалимского мон.) хранится фелонь (№ 822— 222—-22), подкладка которой скроена, но указанию описи XVII в ., из дорог д в о е л и ч н ы х . Ткань совершенно тождественная по материалу и технике выработки с тафтой; отличие усматривается лишь в применении для утков нитей более толстых, чем для основы, отчего вся поверхность ткани получает мельчайшую репсовую землю. Кроме того, в дорогах замечается почти всегда различная окраска основных и уточных нитей. В указанном образце дорог введен красный вареный шелк для основы и желтый шелк утка, что дает земле ткани вид и наименование «двоеличной».
Вот так вот, господа попаданцы. Спросят вас что-то про дороги двоеличные, а вы только поморгать и сможете...)
Источник - "Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII века, и их терминология". Издание Оружейной палаты, Москва, 1925 год.
На развитие канала, поиск новых интересных источников и т. п.:
2202 2007 1964 2231 - Сбер
4100 1468 8051 968 - Юмоней
Это еще, разумеется, не все. Часть 2 и часть 3, самые интересные, следуют)