Всем, наверное, памятен забавный советский мультик «Шпионские страсти». Действительно, сложно забыть его героических советских силовиков, которые, точно терминаторы, после страшнейших ударов врага вставали и только галстук поправляли, чтобы снова ринуться в бой. Да и коварного злодея, который прибыл в Советский Союз, чтобы выкрасть передовое зубоврачебное кресло, забыть трудно. Ах, как ловко он отбивал зубами азбуку Морзе! А как неловко прятал парашют в детской песочнице!
Этот рисованный и почему-то чёрно-белый мультик создал в 1967-м году режиссёр-мультипликатор Ефим Гамбург (между прочим, фронтовик) по сценарию Лазаря Лагина (того самого, что написал «Старика Хоттабыча»). «Шпионские страсти» очень полюбился советской детворе, да и взрослые смотрели его не без удовольствия — очень уж много в нём было смешных находок и изобретательных гэгов. Но даже самые большие поклонники мультика не всегда догадывались, что на его создание авторов вдохновили не шпионские боевики, а один советский милицейский детектив.
Именно «Дело №306» стало главным объектом насмешек со стороны мультипликаторов. Вышла эта картина на десятилетку ранее и в 1956-м году даже стала одним из лидеров советского проката, уступив по количеству зрителей лишь дебюту Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь».
Снималось «Дело №306» по прямому партийному указу, который требовал от кинематографистов героизировать облик советского милиционера. И уж тут киношники так расстарались, что теперь аж скулы сводит от пафоса и плакатности при просмотре. Переборщили авторы «Дела» с героизацией милиционеров, которые в фильме — все, как на подбор, красавцы с арийскими чертами лиц, безупречные служители закона, которые ни о чём другом и не думают, кроме как о том, как отловить преступника.
Детективная составляющая в фильме, впрочем, не дурна. В самом начале автомобиль «Победа» сбивает на улицах Москвы двух человек подряд и скрывается с места ДТП. Один из пострадавших — женщина, бывшая партизанка и узница концлагерей (причем, не только немецких). Второй — автоинспектор, пытавшийся остановить нарушителя. Теперь на основании свидетельских показаний и скудных улик главному герою, капитану милиции Михаилу Мозарину (сыграл его напрочь теперь позабытый Борис Битюков) предстоит выяснить, кто же сидел за рулём «взбесившейся» машины и куда так торопился, что не заметил наезда на двух людей.
В фильме есть и драки, и погони, в общем, всё, что полагается жанру милицейского боевика. Но запоминается он не этим, а всё той же пафосностью, да ещё финальной сценой (отлично, между прочим, сыгранной актёрами Марком Бернесом и Валентиной Токарской), которая вдруг меняет весь смысл и даже жанр «Дела №306». Зритель неожиданно понимает, что всё это время смотрел не просто милицейский детектив, но детектив шпионский.
В «Шпионских страстях» тоже остроумно высмеивается этот финал: офицер милиции, допрашивающий подозрительную старушку, начинает снимать с неё одну за другой разные маски, пока под ней не обнаруживается сексапильная красотка из вражеской разведки. Спародированы и другие сцены фильма — погоня с перестрелкой на автомобилях, та самая драка с непробиваемым милиционером, да и сами образы советских служителей закона лишь чуть немного более плакатны, чем в «Деле №306».