В статье описывается опыт подбора одежды и обуви только для мальчиков с РАС, девочек не родила.
- У мальчиков с РАС хуже развита способность чувствовать и понимать людей, чем у их ровесниц с РАС.
Просьбы при примерке нового "войти в положение", "быть как все", "носить что дают", "носить это, потому что в магазине другого нет / дорого", "разнашивать туфли дома с носком / одеколоном / пластырем" — они не воспринимают. Как будто не слышат. Уговорить поносить старое еще день-два до покупки их можно, но едва ли дольше.
Наверное, такая неуступчивость к лучшему: сберегут ноги от деформации стоп, которая есть у прежних поколений, входивших в положение и соглашавшихся немножко пострадать.
Кроме того, требовательность в одежде открывает детям путь в мир моды и стиля (зона ближайшего развития), повышает самостоятельность и уверенность в себе.
Старший сын с РАС подбирает одежду себе сам с полутора лет (!). Причем у него это позитивный отбор, в который без веских причин лучше не лезть. Много лет он любил играть с деталями одежды, создавать разные образы и смотреть на реакцию окружающих: "ну как это смотрится?", "это красиво?", "я хорошо придумал?", "почему?", "на кого похож?", "а похож на...?".
Сын с инвалидностью по РАС действует иначе: выдает много отказов (негативный отбор), побуждая нас искать нестандартные решения его сенсорных проблем.
- Неравномерное физическое взросление.
Оба моих сына с РАС — не гиганты, но рослые, растут рывками. Сын-инвалид сначала проскакивал размеры, а теперь их более плавно преодолевает.
Наивно полагать, что школьники с РАС с сохранным интеллектом также уязвимы перед погодными условиями и также плохо осознают возможности своего тела, как в недавнем, детсадовском прошлом.
Стремительное приближение к взрослым по росту, силе, выносливости, холодостойкости, терморегуляции, гормональному фону невозможно не заметить. Следовательно, и одежду подбираем по их возможностям и запросу.
- Твое тело — твое дело.
Общеизвестный мем про "шапку надел" — это не про наших мальчиков с РАС и СДВГ. Как можно самому не осмотреть детей с такими диагнозами перед выходом на улицу? Это исключено. Спрашиваем мы их перед выходом на улицу о другом — про не очевидное — ключи, телефон, деньги, карты.
В школьном возрасте они вполне способны с помощью взрослых развить более сложную систему контроля за собой:
1) самостоятельно правильно определять потребность в той или иной верхней одежде (сверяться с прогнозом погоды, обращать внимание на температуру, цвет и сухость своей кожи, неприятные ощущения, время их возникновения, запоминать пороговые значения температур для своего комфорта);
2) не быть беспечными и самонадеянными (продумывать альтернативы: вернуться и переодеться, позвонить и посоветоваться, увеличить скорость движения, согреваться путем совершения физических упражнений, заходить в места безопасного обогрева на своем маршруте).
Примерно в половине случаев наши сыновья с РАС оказываются правее нас (родителей) в своем выборе одежды.
Деловой стиль в обычных государственных школах. Современные российские школы строго регламентируют внешний вид, подробно описывают три вида формы — повседневную, парадную и спортивную.
Детям прививают элементы деловой культуры, характерной для офисных работников и сотрудников корпораций.
Всегда есть дети, которые нарушают эти стандарты, приходят на уроки в джинсах, спортивных штанах и кофтах с капюшонами. Поэтому школы периодически устраивают проверки классов, вводят дежурства. Нашего старшего сына с РАС по результатам одного из рейдов завуч ставила в пример другим мальчикам.
Со спортивной формой все понятно: это спортивный костюм, темные шорты, однотонная футболка (обычно белая), спортивная обувь с белой подошвой (чтобы не оставляла черных полос на полу).
Для парадной школьной формы, как правило, рекомендуют белую рубашку с длинным рукавом, пиджак / жилет, галстук, брюки темного цвета (в каждой школе своя цветовая гамма).
Для повседневной школьной формы галстук, пиджак, жилет не обязательны. Можно носить белые и светлые однотонные рубашки с рукавом разной длины, строгие однотонные водолазки и пуловеры. Но это все должно сочетаться с цветом брюк / костюма.
Для холодостойких мальчиков базовым элементом формы являются брюки: именно к их цвету и фасону подбирают остальные элементы одежды. Теплолюбивым мальчикам актуальнее комплекты с жилетами и / или пиджаками.
В Нижнем Новгороде школы, чаще всего, отапливают хорошо, поэтому в жилетах, кофтах, пиджаках ходят немногие. Мне это за счастье — меньше стирать, сушить, гладить, хранить — квартира не резиновая. Но во время отопительного сезона бывают аварии, проблемы с регулировкой, поэтому с ребенком лучше посоветоваться, что он будет носить в этом случае.
Жилеты нашим мальчикам с РАС не зашли: дети предпочитают накидывать на себя кофты на молнии и теплые неформальные рубашки на заклепках.
Про провинциальные лицеи и гимназии не знаю, но про обычные государственных школы могу сказать точно: абсолютно неважно у кого родители купят форму. Есть родители, которые перепродают школьную форму своих детей полностью или частично. Есть те, кто закупают форму в гипермаркетах после спада основной волны ажиотажа: тогда можно рассчитывать на акции и скидки. Есть те, кто закупают все в фабричных магазинах не своего города, региона, страны по интернету или вживую.
Высокорослым мальчикам с РАС услуги магазинов одежды для взрослых мужчин могут потребоваться задолго до совершеннолетия. Но в них представлено много разных деловых стилей.
Требуемая школой деловая одежда относится к:
- формальному деловому стилю (Business formal),
- традиционному деловому стилю (Business traditional) и
- деловому повседневному стилю / неофициальному деловому стилю (Business casual).
Различаются они наличием либо отсутствием галстука, жилета, пуловера, водолазки, ярких аксессуаров, рубашек светлых тонов или с коротким рукавом, тонкой полоской, малозаметным узором.
Business casual — самый нестрогий и самый комфортный из трех, указанных выше: к нему и приходит основная масса детей в реальной школьной жизни. "Пятничный стандарт" в госшколах не практикуется.
Качественные брюки — основа основ.
Деловой стиль предполагает респектабельность, лоск, который достигается качеством тканей, пошивом, фасоном. Как в песне на стихи Л. Дербенева из фильма "Чародеи" (1982):
Главное, чтобы костюмчик сидел
Непринужденно, легко и вальяжно.
Все остальное, поверьте, неважно.
Нет и не будет серьезнее дел.
Нижегородская продукция нас разочаровала. Демисезонные брюки, купленные детям на швейных фабриках в Нижнем Новгороде и Дзержинске, быстро покрылись катышками. Теплые брюки из смесовой ткани с шерстью оказались колючими.
К числу удачных покупок прошлых лет могу отнести брюки, пошитые из тканей комбината «Чайковский текстиль» по заказу детской сети товаров. Но сейчас сыновья пользуются другими, произведенными одной из московских фабрик.
Дети с РАС растут, школьная форма обновляется в течение всего учебного года. Сложнее всего найти на зиму брюки. Сыну-инвалиду в эту зиму классических деловых брюк не нашли вообще, пошли на компромисс (см. фото).
Изменение норм рост. Размеры и фасоны "типовой" школьной формы.
Мальчики с РАС — это нестандартный клиент для российской индустрии. Одна из причин — у многих из них высокий (наш старший сын) или очень высокий рост (наш средний сын).
Нормы роста россиян в последние тридцать лет сдвинулись вверх, и эта тенденция сохраняется. По по данным Росстата средний рост россиянина 27 лет для мужчины составляет 176,6 см (+9,6 см за сто лет), для женщины — 165,3 см (+11,7 см за сто лет).
Разрыв между взрослыми мужчинами и женщинами составляет больше 10 см! При росте 170 см женщина будет считаться высокой, а мужчина — низким. К окончанию школы в моей медкарте так и записали: "физические недостатки — рост выше среднего".
На практике размеры взрослой женской одежды не сильно отличаются от времен моей юности, да и выбор женской одежды велик: женщины как клиентура живут дольше и одежды много покупают.
У мужчин и мальчиков ситуация другая.
Казалось бы, чего проще: надо брать на высокого мальчика одежду на 1-2 размера больше, чем у ровесников, то есть идти в мужской отдел, а не в детский.
Однако фигуры мальчиков-подростков по пропорциям не соотносятся с фигурой молодых взрослых мужчин, так как дети растут неравномерно.
Неравномерный рост для мальчиков — нормальное явление, но не когда отклонения слишком малы или велики, то есть фигура развивается не в сторону мужского треугольника, а куда-то совсем не туда (шкафчик, груша, яблоко...). За такой картиной, как правило, скрывается гормональный дисбаланс, реже — хромосомная поломка.
К 13-15 годам гормональный дисбаланс проявляется у многих мальчиков. Именно тогда родители и приводят их на консультацию к врачам.
У высокорослых мальчиков с РАС эта проблема настигает на несколько лет раньше. По крайней мере, так у нас. И ни спорт, ни диета побороть это состояние не могут — все возвращается обратно. Хромосомы у детей порядке.
Итог один: школьная форма нужна им здесь и сейчас, но на такие фигуры не налезает даже одежда из линеек для крупных и высоких школьников у отечественных производителей.
Для сравнения и понимания ситуации. Средний рост российских 14-летних подростков по данным Росстата в 2019 году составлял у мальчиков 163 см, у девочек — 160 см.
Наш старший сын с РАС с 11 лет носит брюки на рост 164 см. Ремень ему то нужен, то не нужен: сходит на спорт — худеет, посидит на дистанте — толстеет. При весе около 50 кг ему подходит фасон и размер одежды на мужчину 60-70 кг (2XL, магазины категории plus size), то есть измерения его фигуры не соответствуют реальному весу.
У сына-инвалида в 9 лет на вороте рубашек указан рост 152, 160, 164. Это все рубашки от разных производителей, купленные в разные годы и реально используемые им сейчас.
В обычном гипермаркете сын-инвалид уже не может одеваться в детском отделе и еще не может в мужском. Он застрял:
"А потом Винни-Пух закричал:
— Ай, спасите! Я лучше полезу назад!
Еще потом он закричал:
— Ай, помогите! Нет, уж лучше вперед!
И, наконец, он завопил отчаянным голосом:
— Ай-ай-ай, спасите-помогите! Не могу ни взад ни вперед!”
(Милн А. / Заходер Б. Винни-Пух и все-все-все и многое другое. М., Самовар, 1996. Глава 2. С. 22).
Деловой повседневный стиль в классах для детей с РАС.
Сын с инвалидностью учится в школе по программе с щадящим режимом обучения. И, естественно, там тоже есть первоклассники с РАС его роста, а также выше и ниже. Администрация учебного заведения в курсе сенсорных, физиологических и поведенческих проблем особенных детей, трудностей с подбором одежды. Для учеников с РАС есть послабления в одежде: фактически деловой повседневный стиль (business casual) в классах с РАС является основным.
Можно не носить пиджаки и деловые жилетки, приносить свою кофту строгого покроя при условии, что она гармонично сочетается с формой. Можно вместо деловой рубашки с длинным рукавом носить рубашку с коротким рукавом или рубашку-обманку.
Но цветовая гамма соблюдается. И галстуки для торжественных случаев у мальчиков есть.
В дни сильных морозов особым распоряжением директора в школе было разрешено приходить в классы в теплой спортивной форме (это касалось и девочек).
Где мы покупаем одежду для наших школьников с РАС.
На 1 января 2023 года в России проживало 146,5 млн. чел. При такой численности населения, замершей на уровне более чем столетней давности, а также при очередном спаде рождаемости возможности для развития производства школьной формы сильно ограничены.
Однако есть и другие страны, где спад рождаемости только начался, а количество населения и разнообразие фигур среди него куда больше.
К примеру, в Китае, где проживает 1,4 млрд. чел., средний рост мужчины 18-44 лет в 2020 году вырос всего до 169,7 см.
Поэтому наши сыновья-европейцы одеваются в интернет-магазинах для китайских подростков и взрослых китайцев с ростом ниже среднего. Покупки делаем у разных продавцов из-за разницы в фигурах у детей. Младших сыновей ждет большое рубашечное наследство.
Рубашки: почему не хлопок, а синтетика.
У многих родителей обычных школьников в почете хлопковые рубашки. Но мы перешли на синтетические, так как:
- хлопок жестче, чем синтетика (дети с РАС чувствительны к натиранию, износу и жесткости ткани);
- хлопковые рубашки приходится долго накрахмаливать, глажу в семье только я, ноги и спина после многочисленных беременностей сильно устают;
- после накрахмаливания "дышащие" свойства хлопка пропадают;
- дети предпочитают в любой сезон носить рубашки с коротким рукавом, что позволяет свободно циркулировать воздуху и испаряться поту;
- производство хлопка наносит не меньший вред окружающей среде, чем синтетика, так как требует колоссальное количество воды (в республиках Средней Азии, Индии и Китае об обмелении рек и его драматических последствиях могут много рассказать).
Брюки и штаны на зиму.
Раньше мы покупали сразу две пары классических деловых брюк: полегче (демисезон) и потеплее (зима). Со старшим сыном теперь и это — не вариант. Ему нравятся только демисезонные, готов бежать в них зимой без гетр или подштанников, лишь бы не зимние. В этом году ему повезло: часто сидит на дистанте, в тепле и уюте.
Сын-инвалид прошлой зимой надевал комбинезон или зимние штаны с подтяжками. В этом году он подрос, фигура еще изменилась, и эти виды одежды ему не подходят. Перешли на теплые велюровые брюки. В его школе гардероб для детей с РАС выделен отдельно. У него есть свой шкафчик для одежды и обуви. Сын умеет переодеваться самостоятельно за прикрытой дверью (до или после прихода других детей).
Спортивные штаны заказываем в Китае в магазине больших размеров для взрослых мужчин.
Подбор обуви в школу.
У обоих наших сыновей с РАС (11 и 9 лет) сейчас размер ноги 41. Казалось бы, как здорово — у четырех человек в семье один размер — фантастическая экономия!
Но никакой экономии в реальности нет. Покупать обувь без долгих примерок удается только старшему сыну с РАС. Наличие шнурков значения не имеет: мы давно научились бороться с ними с помощью фиксаторов (кнопок), которые продают в обувных отделах.
У сына-инвалида есть анатомические особенности строения стопы, из-за которых он застрял между детской и взрослой обувью. У него взрослая полнота при частично детской форме стопы.
Угораздило же меня недавно спутать один из сапогов сына-инвалида со своим и выскочить в нем на улицу: потом ковыляла обратно как хромая утка, хотя размер ноги у нас одинаковый! Там, где у меня узко — у него широко, и наоборот.
Ему бы идеально подошла обувь для большеногих европейцев с полнотой больше 7, в которой учитываются доли дюйма и куча дополнительных параметров. Такая обувь есть, но не в нашей стране. В современных условиях ее не так просто достать.
Кроме того, у сына-инвалида появились свои предпочтения. Это мы выяснили, перемерив в крупной обувной сети магазинов 15 моделей обуви (удивительно, как он выдержал!) и опробовав на его ноге еще несколько в другом крупном магазине.
Оказалось, что сыну категорически не нравятся классические кожаные туфли и их кожаные подобия. Вот бы он нам сразу об этом сказал, но нет, его аналитические способности развиты еще не на том уровне...
Комфортно ему в кроссовках с липучками / шнурками с фиксатором и прогулочных лоферах.
Прогулочные лоферы (от англ. loafer — бездельник) — это легкие туфли без шнурков на тонкой твердой подошве c дышащей тканевой сеткой. В таких он и ходит на уроках в школе.
Неделовой стиль: цвета и тренды.
Мальчики с РАС получают огромное удовольствие, выбирая себе что-то сами. Им нравятся шорты и брюки, не стесняющие в движениях. Сейчас есть огромное количество штанов разного покроя и из разных тканей, которые соответствуют этому запросу (джоггеры, карго и так далее).
Дети видят во что одеваются их сверстники и старшеклассники, смотрят видео от блогеров. Это тоже оказывает некоторое влияние.
Тренды среди школьников зависят от достатка, уровня культуры, инфраструктуры и величины населенных пунктов. В городах-миллионниках дети одеваются в одно, в городах-стотысячниках — в другое.
Для мегаполисов характерно увлечение мерчем от отечественных блогеров, а также многообразием в цветах, тканях, фасонах одежды.
Мерч — это красивые или функциональные вещи с символикой бренда — футболки, кепки, кружки, канцелярия и тому подобное. Цветовая гамма бывает самая разная. Мерч можно найти не только в интернет-магазинах, но и в городских гипермаркетах.
Кепки и панамы в мегаполисах — это распространенное явление, стандарт уличной культуры и безопасности (защиты от солнца). Спортивный тренер, к которому ходил старший сын тренироваться летом на стадион, отчитывал детей, являвшихся на тренировки без кепок, отправлял их домой. Еще и грозился, что поставит в известность родителей о таком безответственном поведении.
Наши мальчики с РАС с удовольствием носили кепки и панамы с символикой учреждений, с которыми работали их близкие родственники, с эмблемами мероприятий.
Совершенно другие тенденции в российских городах-стотысячниках. Например, в Коврове (ок. 132 тыс. чел.) в ходу немаркая, практичная одежда без индивидуальных черт, строгий минимализм.
Прошлым летом мы увидели в Коврове очень много ровесников наших детей. Но одевались те отлично от школьников Нижнего Новгорода на каникулах: в черную одежду без надписей, рисунков, узоров. И без головных уборов в солнечный летний день. Встреченные нами взрослые в Коврове были одеты на диво не ярко: мужчины в черное, темное, хаки, женщины — либо также, либо в одежду бледных, пастельных тонов.
В моей молодости дети надевали на себя черную одежду под занавес подросткового периода. Сейчас появилось другое веяние: интернет-магазины, которые продвигают черную одежду среди подростков по платной подписке (ежемесячно обещают высылать по 5-6 вещей). Посыл их рекламы примерно такой: не парься — магазин решит проблему выбора за тебя. Но это точно не про наших сыновей с РАС: попробуй им что-то навязать, решить за них, ага, как же, такое возмущение начнется...
Что случилось, когда представители двух разных городских субкультур столкнулись лицом к лицу в Коврове?
Наши сыновья сразу привлекали внимание ровесников яркими, контрастными, многоцветными вещами. На них оборачивались, пытались останавливать, хватать за руки, рассматривать, говорили, что узнают в каком блоге видели это. Но нашим детям с РАС было не до общения с незнакомыми детьми: они увлеченно бегали и играли между собой.
В мегаполисе выбор наших мальчиков с РАС в одежде и обуви сверстники воспринимают не так бурно.