Ушкуйники – это пираты. Только не Карибского, и даже не Балтийского моря, а Волги. Ушкуйниками их звали, потому, что они плавали на УШКУЯХ.
Ушкуй – парусно-гребное судно с небольшой осадкой. Оно могло быстро и без помех проходить мелководные участки реки.
Иногда к ушкуйникам ошибочно относят всех участников новгородских водных походов. Так в одной из многочисленных интернет-публикаций о захвате новгородцами шведской столицы Сигтуны в 1187 году мы читаем, что этот невероятный подвиг совершили именно ушкуйники. Конечно подобные утверждения ошибочны.
Ещё раз подчеркнём: УШКУЙ – это речное судно. Новгородцы плавали на этих кораблях по Волге во второй половине XIV века и первой половине XV века.
Это было время, когда Золотая Орда ослабела из внутренних междоусобиц. Но и для русских земель это было плохо. Ханы, соперничая друг с другом, выдавали ярлыки разным князьям. Это порождало княжеские междоусобицы на Руси.
- Новгородцы пользовались возникшим безвластием. С 1360 года, как раз с тех пор, как началась «великая замятня» в Орде, мы и встречаем в летописях термин «ушкуйники».
В новгородских летописях участников их походов именовали «молодцами новгородскими» и «людьми молодыми». Тем самым летописцы подчеркивали, что походы ушкуйников предпринимались без разрешения «взрослых». Как бы по частной инициативе. Но на самом деле власти Новгородской республики хорошо знали о «шалостях» этих молодых людей и не чинили препятствий их вожакам. Тем более что к их числу нередко принадлежали новгородские бояре.
Чтобы оказаться на Волге неожиданно, ушкуйники отправлялись в поход не из Новгорода по обычному купеческому пути, а неожиданно появлялись на Волге со стороны Северной Двины и Сухоны.
- Местные жители тоже часто участвовали в этих походах. Кстати, на языке обитавших по-соседству коми «ош» – это медведь.
Учитывая, что нос ушкуя часто украшало изображение головы медведя, резонно предположить, что от слова «ош» произошло и название УШКУЙ.
По рекам Кострома, Вятка, Кама ушкуйники добирались до Волги. И нередко нападали на волжские города – Ярославль, Кострому, Нижний Новгород.
В 1360 году жертвой нападения этих речных пиратов стал булгарский город Жукотин. Булгары пожаловались в Орду. Там в это время правил хан Хызр (Хидырь русских летописей). Хидырь потребовал от великого князя Владимирского и Суздальского Дмитрия Константиновича (тогда старшего среди русских князей) найти разбойников. По этому поводу Дмитрий созвал княжеский съезд в Костроме. Там было решено выдать ушкуйников в Орду. Так Дмитрий нажил в их лице многолетних врагов. Когда этот князь утвердился в Нижнем Новгороде, ушкуйники не один раз нападали на его новый стольный город.
Одним из самых опустошительных стал поход 1375 года под руководством неких Прокопа и Смольнянина. Сначала ушкуйники приплыли рекою Костромой к городу Костроме и разграбили его. А оттуда «идошя к Новуграду Нижнему, и там много же зла сотвориша, християн и бесермян изсекошя, а иных в полон поведоша, а товар пограбиша» (бесермены – это мусульмане).
Судя по летописному сообщению в этом походе участвовало 2000 новгородцев, плывших на 70 судах. Это значит, что ушкуй в среднем вмещал до 30 человек (с оружием и припасами).
Считается, что ушкуй представлял собой цельную плаху с выдолбленной серединой. По бокам к ней были пришиты борта – «набои».
Ширина корпуса ушкуя обычно не превышала 3,2 метра. Высота в носовой части составляла 1,4 метра. Ближе к носу обустраивались шесть пар уключин. Для размещения парусного вооружения имелась съёмная мачта.