Автор Дайан Равич
Я критически отношусь к акценту на международных тестах, потому что реальная жизнь учит нас, что результаты тестов 15-летних школьников не предсказывают будущий экономический успех страны. Мне кажется странным, что люди говорят, что Америка — великая страна, но ее школы никуда не годятся. Это не имеет смысла.
Адам Грант, автор мнений для New York Times, привносит дозу здравого смысла в освещение образования в этой газете.
Он написал:
В какой стране лучшая система образования? С 2000 года каждые три года 15-летние подростки в десятках стран проходят Программу международной оценки учащихся — стандартизированный тест на знание математики, чтения и естественных наук. В первом тесте, посвященном чтению, страна, занявшая первое место, стала большим сюрпризом: крошечная Финляндия. Финские студенты снова одержали победу в 2003 году (когда основное внимание уделялось математике) и 2006 году (когда основное внимание уделялось науке), при этом тратя на домашнее задание примерно столько же времени в неделю, сколько типичный подросток в Шанхае тратит за один день.
Чуть более десяти лет спустя у Европы появился новый чемпион. И здесь это был не один из обычных подозреваемых — не большая и богатая страна, такая как Германия или Великобритания, а маленькая страна-аутсайдер Эстония. С тех пор эксперты ищут секреты превосходства образования в этих странах. Недавно они нашли один прямо здесь, в Соединенных Штатах.
В Северной Каролине экономисты изучили данные о нескольких миллионах учащихся начальной школы. Они обнаружили общую закономерность примерно в 7000 классах, которая позволила добиться значительных успехов в математике и чтении.
У этих учеников не было лучших учителей. Просто у них как минимум дважды на разных ступенях обучения был один и тот же учитель. Отдельная группа экономистов повторила исследование с почти миллионом учащихся начальной и средней школы в Индиане — и получила те же результаты.
У каждого ребенка есть скрытый потенциал. Легко заметить тех, кто уже сверкает, но многие ученики — неограненные драгоценности. Когда учителя остаются со своими учениками дольше, они могут видеть за пределами поверхности и распознавать скрытые таланты.
Вместо того, чтобы каждый год обучать новую группу учеников, учителя, практикующие «зацикливание», продвигаются вместе со своими учениками на ступень или выше. Это может быть мощным инструментом. И в отличие от многих других образовательных реформ, зацикливание не стоит ни копейки.
Имея больше времени на личное знакомство с каждым учеником, учителя получают более глубокое понимание сильных сторон и проблем детей. У учителей появляется больше возможностей адаптировать свою учебную и эмоциональную поддержку, чтобы помочь всем учащимся в классе раскрыть свой потенциал. Они способны определить рост не только по достигнутым вершинам, но и по преодоленным препятствиям. Тонкие знания, которые они приобретают о каждом ученике, не теряются при передаче учителю следующего года.
Финляндия и Эстония идут еще дальше. В обеих странах ученикам начальной школы свойственно иметь одного и того же учителя не два года подряд, а иногда и до шести лет подряд. Вместо того, чтобы специализироваться только на своих предметах, учителя также могут специализироваться на своих учениках. Их роль меняется от инструктора до тренера и наставника.
Мне это не приходило в голову, пока я не прочитал исследование, но мне посчастливилось воспользоваться циклами. В моей средней школе была реализована пилотная программа, согласно которой ученики оставались с одними и теми же двумя основными учителями в течение всех трех лет. Когда я боролся с пространственной визуализацией по математике, миссис Боланд не ставила под сомнение мои способности. Увидев, как я хорошо учился на курсе алгебры, она знала, что я абстрактный мыслитель, и научила меня использовать уравнения для определения размеров фигур, прежде чем рисовать их в 3D. И после нескольких лет наблюдения за тем, что меня увлекало в социальных и гуманитарных науках, миссис Миннингер хорошо знала мои интересы. Она увидела общую тему в моем стремлении анализировать развитие персонажей в греческой мифологии и предвидеть контраргументы в инсценированных судебных процессах — и предложила заняться моим проектом по психологии в конце года. Спасибо, мама Минни.
Большинство родителей видят пользу в том, чтобы держать своих детей с одними и теми же тренерами по спорту и музыке более года. Однако американская система образования не справляется с этой задачей с учителями, самыми важными тренерами из всех. Критики уже давно обеспокоены тем, что наблюдение за учениками в разных классах помешает учителям развить специальные навыки, соответствующие конкретным классам. Родители беспокоятся о том, что бросают кости одному и тому же учителю более одного раза. Что, если мой ребенок застрянет с мистером Снейпом или мисс Виолой Свомп? Но согласно данным, циклическое обучение на самом деле имело наибольшие преимущества для менее эффективных учителей и учеников с более низкой успеваемостью. Построение расширенных отношений дало им возможность расти вместе.
Системы образования Финляндии и Эстонии далеки от совершенства, а баллы Финляндии в PISA за последние годы немного снизились. Но обе страны сделали больше, чем просто добились высоких показателей успеваемости — они достигли одних из самых низких в мире процентов людей с низкими показателями успеваемости с удивительно небольшим разрывом в успеваемости между школами, а также между более богатыми и бедными учащимися. Быть в невыгодном положении – это меньшее неудобство в Финляндии и Эстонии, чем где-либо еще.
Зацикливание — не единственная практика, которая имеет значение. И в Финляндии, и в Эстонии существуют системы профессионального образования — они часто требуют от учителей степени магистра, обучая их научно обоснованным образовательным практикам и методам интерпретации текущих исследований в этой области. А учителям предоставлена большая автономия. В то время как американский детский сад стал больше похож на первый класс, с большим упором на правописание, письмо и математику, Финляндия и Эстония делают обучение увлекательным благодаря игровой программе. Учащимся начальной школы обычно предоставляется 15 минут перемены на каждые 45 минут обучения. Учителям не нужно тратить время на подготовку к тесту. И с течением времени, если у учащихся начинаются трудности, вместо того, чтобы называть их «исправительными» или заставлять их пересдавать классы, школы в обеих странах предлагают раннее вмешательство, ориентированное на индивидуальное обучение и дополнительную поддержку. Это помогает учащимся идти в ногу со временем, не сбиваясь с пути.
На протяжении многих лет американские студенты стабильно отставали от двух-трех десятков стран по PISA. Основным фактором наших тусклых результатов является огромный разрыв между нашими учениками с самой высокой и самой низкой успеваемостью. Система образования США построена на принципе «победитель получает все». Учащиеся, выигравшие в лотерею богатства, получают возможность посещать лучшие школы с лучшими учителями. Те, кто выиграет интеллектуальную лотерею, смогут зарегистрироваться в программах для одаренных и талантливых людей.
Хорошие системы образования создают культуру возможностей для всех. Они не соглашаются, что ни один ребенок не останется позади; они стремятся помочь каждому ребенку добиться успеха. Как пишет эксперт в области образования Паси Салберг, успех — это когда «все учащиеся показывают результаты, превосходящие ожидания». Финские и эстонские школы инвестируют не только в учеников, которые проявляют ранние признаки высоких способностей — они инвестируют в каждого ученика, независимо от видимых способностей. И есть несколько лучших способов сделать это, чем держать учеников рядом с учителями, у которых есть время, чтобы узнать их способности.