Найти тему
Записки москвитянина

ОСКУДЕНИЕ И ЗДЕСЬ?

СМЕНА СТАРЫХ КОНЕЙ В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ

Ничего не понял, честно! Вице-премьер Татьяна Голикова представила в Большом театре нового директора, но сообщила, что объединения Большого и Мариинского театров не произойдёт, они будут как самостоятельные юридические лица. Кабмин РФ сообщил, что 70-летний Валерий Гергиев назначен генеральным директором БТ сроком на пять лет. А 77-летний Владимир Урин освобожден от этой должности по собственному желанию. И что – всё раздельно, а какое-то высшее небесное руководство принесёт расцвет?

Ещё 25 марта Владимир Путин предложил дирижеру Валерию Гергиеву подумать о создании общей дирекции Большого и Мариинского театров. Какое-то либеральное СМИ протрубило: «Возрождая единое руководство ведущими театрами страны, власти окончательно берут под свой контроль российскую культуру». Так тогда надо было просто лояльного Гергиева назначить министром культуры да и всё! Пусть всеми театрами руководит. Зачем там рядом сидела и даже выступала министр Ольга Любимова? – она в этой игре вообще никто.

Дамы-руководительницы внимают Гергиеву
Дамы-руководительницы внимают Гергиеву

Никто и попытки не сделал объяснить, чем должно отличаться руководство одного от другого – музыканта от управленца? Владимир Урин родился в 1947 году в городе Кирове, окончил ГИТИ, театральную деятельность начал ровно полвека назад, возглавив ТЮЗ Кирова . То есть он – театровед, управленец с 26 лет. Многие источники, особенно такие как Forbes утверждают, что увольнение Урина связано с тем, что он был среди российских деятелей культуры, которые 26 февраля 2022 года подписали письмо с призывом остановить спецоперацию. А ничего Форбс не подсказывает, что человеку 77 лет, и он уже не тянул, но и не знал, что выкинуть, чтобы скрасить свою жизнь в БТ? Достаточно вспомнить, что при нём на исторической сцене Большого театра состоялась премьера спектакля «Нуреев», который поставил режиссер Кирилл Серебренников. Партер в кассах не продавался вообще — его отдали по брони депутатам и спонсорам; балетоманы свисали с ярусов. В день премьеры в Большом можно было встретить и Ксению Собчак, и Дмитрия Пескова, который назвал спектакль «мировым событием». Не помогло…

"Нуреев" - высшее достижение Урина
"Нуреев" - высшее достижение Урина

Другие СМИ смакуют, что идея слияния этих театров взята по аналогии из российской истории: мол, государство, как и 200 лет назад, подминает под себя не только политику и экономику, но и культуру. А ничего за два века не изменилось? Этого «эпохального объединения» никто не в музыкальной культур двух столиц – и не ощутит. При царях Дирекция императорских театров определяла всю культурную политику, объединяя ВСЕ государственные театры, а не два, как решили сегодня. К примеру, в 1842 году в Петербурге под властью директора Императорских театров объединились Мариинский, Александринский и Михайловский театры, а в Москве Большой и Малый театры. Дирекция императорских театров ведала репертуаром и административно-хозяйственной частью императорских театров, занималась материальными, бытовыми и творческими условиями работы артистов, работала с драматургами. При императорских театрах существовали театральные школы, готовившие артистов балета, оперы и драмы. И только после 1917 года приказом по Народному комиссариату просвещения бывшая дирекция была упразднена с передачей функций вновь учрежденному Театральному совету.

Молодое советское освободила театры от художественного диктата, создала конкурентную среду, обеспечило взлёт революционного искусства и сохранение великих традиций. Многие, конечно, твердят о цензуре, о том, что актеров, режиссеров, художников и драматургов начали «отправлять в лагеря или расстреливать, как произошло это с великим Всеволодом Мейерхольдом». Но где сегодня новое художественное освоение жизни, как это было в советском театре? Где плодотворные споры Фурцевой с Любимовым на Таганке. Так, сплошной «Гоголевский центр»…

И потом, чтобы говорить о Дирекции императорских театров надо иметь императора для начала. Сам же Гергиев то говорил, что «не ищет лишней работы», то приводил президенту Путину примеры: «В свое время Федор Иванович Шаляпин пел в понедельник в Санкт-Петербурге, а в среду — в Москве. История знает, что оперы Чайковского или Римского-Корсакова ставились одновременно в Москве и Петербурге, и речь только шла о том, куда успеет автор в первую очередь, потому что и там, и там он должен был быть. Слава богу, что у нас есть… Это как герб России, двуглавый орел: это, может быть, натяжка, но мне кажется, что мы как раз сильны тем, что и Москва, и Петербург — это культурные столицы мирового масштаба. Примерно так я думаю».

Дирижирует, а сам думает: как там Большой*
Дирижирует, а сам думает: как там Большой*

Так что теперь многодетный отец Валерий Гергиев, названный, кстати, в честь Валерия Чкалова, имея несколько сцен (а он, говорят, вникал во все постановки Мариинского) и множество гастрольных обязательств, будет летать между Питером и Москвой. Зачем растрачивать творческую и просто человеческую энергию? - совершенно не ясно. И мало плодотворно - не разорваться же осетину....

По-моему, это не воспарение двуглавого орла и даже не смена коней на переправе или в борозде, а оскудение всего и вся – неужели кончаются советские кадры и могут приходить к руководству только Голиковы-Любимовы, но не творцы и организаторы в едином лице?