Считается, что аллегорический сюжет "Смерть и дева" появился как переосмысление одной из пар в Плясках Смерти. Той, где юная девушка танцует с персонификацией Смерти.
Хотя не менее правдоподобной является версия, что идеей для сюжета послужил древнегреческий миф о Персефоне. Прекрасная дочь богини земли и плодородия Деметры была замечена и похищена самим владыкой подземного царства Аидом. Долго горевала безутешная мать, и в это время земли опустели, ничего не цвело и не плодоносило... В итоге согласился Аид отпускать Персефону, ставшую его супругой, на поверхность. И ныне Персефона половину года проводит на земле, и тогда мать ее радуется, и земля вновь расцветает, а потом Персефона возвращается к мужу, и тогда в природе наступает время увядания.
Как бы то ни было, в XV-XVI вв. в Европе (особенно в Германии) стала популярной аллегория "Смерть и дева". Они являла собой вечное противостояние смерти и жизни, любви, юности. Девушка зачастую изображалась обнаженной, что привносило романтический, эротический подтекст в вечное противостояние. Возможно, смыслом эротизации являлся и намек на новую жизнь: как бы то ни было, мы всегда побеждаем смерть через любовь, память и наших детей.
Противостояние любви и смерти, по факту, стало весомым вкладом в фундамент и современного искусства. Выпускаются фильмы, поются песни, ставятся спектакли, рисуются новые картины, пишутся произведения... У Рэя Брэдбери есть прекрасный небольшой рассказ "Смерть и дева", если не читали раньше, то потратьте несколько минут, он действительно хорош.
А Роман Полански в 1994 году снял фильм "Смерть и дева", с Сигуни Уивер и Беном Кингсли, по одноименной пьесе Ариэля Дорфмана. Там звучит струнный квартет Шуберта "Девушка и смерть", сочиненный в 1824 году.
Но, кроме одноименных произведений (конечно, приведенные выше упоминания — лишь капля в море), мы находим следы этого аллегорического противостояния практически везде. Так юная Джульетта умирает над телом возлюбленного, и в этом раунде смерть все-таки выигрывает.
Ниже — небольшая подборка картин и гравюр разных веков.
Что касается России, то и у нас хватало и явных, и неявных обращений к теме. Я вообще, начитавшись, начинаю смотреть иначе на разные произведения. Ну например, во всем известной сказке "Морозко" именно девушек возили на ночь в лес. И ведь Мороза в образе доброго дедушки придумала лишь советская власть в 1930е, а так-то он ну совсем недобрым был. Но это так, идея без научной основы и каких-либо исследований.
Пожалуй, самым популярным произведением в России стала романтическая поэма Максима Горького "Девушка и смерть", написанная в 1892 году. По произведению были написаны три балета, пара ораторий и целая рок-опера. А иллюстрации к переизданиям в разные годы создавали многочисленные художники, например:
Интересно, что Горький однажды читал эту сказку самому Сталину. Художник Анатолий Никифорович Яр-Кравченко в 1940 году даже написал картину с длинным названием: "А.М. Горький читает 11 сентября 1931 года И.В. Сталину, В.М. Молотову и К.Е. Ворошилову свою сказку "Девушка и смерть".
И получил за нее Сталинскую премию.
Сталин тогда соизволил начертать на последней странице собственноручно: "Эта штука сильнее, чем "Фауст" Гёте (любовь побеждает смерть)".
На этой фразе, пожалуй, я и закончу свой небольшой рассказ.
Спасибо за внимание.