Найти тему
Редкое кино

Фильм "8 миллиметров" (1999): можно ли стать маньяком, не имея психических травм в детстве?

Кадр из фильма "8 Миллиметров" (1999)
Кадр из фильма "8 Миллиметров" (1999)

В большинстве фильмов, где есть герои-маньяки или герои с психическими проблемами, непременно есть фрагмент о трагических/шокирующих событиях из их прошлого. Где-то расскажут детально, где-то только намекнут. На этом фоне выделяется фильм "8 миллиметров" (1999, Германия, США, триллер, детектив, режиссёр Джоэл Шумахер), в котором полицейский ловит маньяка и хочет спросить о мотивах, а тот говорит ему, не дожидаясь вопроса: "Меня не били, не растлевали. Мама хорошо ко мне относилась, папа никогда не насиловал. Просто я тот, кто я есть, ну вот и всё. Нет никакой тайны. То, что я делаю, я делаю, потому что мне это нравится, потому что я хочу этого."

Кадр из фильма "8 Миллиметров" (1999)
Кадр из фильма "8 Миллиметров" (1999)

Фильм в целом — обычный детективный триллер. Состоятельная пожилая женщина разбирает вещи умершего мужа и обнаруживает, скажем так, кино для очень взрослых, к тому же со сценами истязаний и убийства. Наверное, среднестатистическая пожилая женщина возмутилась бы и выбросила такую плёнку, но героиня досмотрела до конца, и ей показалось, что актрису убили по-настоящему. Фильм называется так, потому что найденный женщиной фильм был снят на плёнку формата 8 мм. Женщина отдаёт плёнку частному детективу Тому Уэллсу, которого играет известный актёр Николас Кейдж, и просит выяснить правду.

Кадр из фильма "8 Миллиметров" (1999)
Кадр из фильма "8 Миллиметров" (1999)

Оказывается, что девушка с плёнки действительно настолько похожа на одну из пропавших без вести девушек, что у частного детектива не остаётся сомнений. Детектив начинает расследование и в итоге находит подпольную киностудию, где снимают фильмы для взрослых с реальными убийствами. В этом ему помогает неудавшийся рок-музыкант Макс Калифорния (в исполнении актёра Хоакина Феникса), который сейчас работает в магазине для взрослых. Но главная цель Тома — найти самого «актёра»-маньяка с псевдонимом Машина, убивающего людей (это непросто, потому что в фильмах он всегда в маске).

Кадр из фильма "8 Миллиметров" (1999)
Кадр из фильма "8 Миллиметров" (1999)

В процессе расследования герой сталкивается с моральными дилеммами — допустимо ли брать на себя роль мстителя и лично расправляться с теми, кто убивает беззащитных людей. А реакция людей на правду оказывается непредсказуемой, что заставляет задуматься, всегда ли людям нужно знать правду. Мне понравилось, что маньяк без маски оказался дяденькой совершенно неприметной внешности, не похожим на стереотипных кино-злодеев, но вот то, что он даже у себя дома ходил в маске — это неправдоподобно. Впрочем, и более стандартные злодеи с неприятными лицами и манерами здесь тоже есть.

Кадр из фильма "8 Миллиметров" (1999)
Кадр из фильма "8 Миллиметров" (1999)

Мне этот фильм показался искусственно растянутым. Его сюжет отлично уместился бы в полтора часа, но фильм длится около 2 часов (я о продолжительности без титров, с титрами 2 часа 3 минуты). Наверное, предполагалось, что длинные эпизоды способствуют более сильному погружению в атмосферу происходящего, но у меня, наоборот, местами возникало ощущение нудноватости.

Кадр из фильма "8 Миллиметров" (1999)
Кадр из фильма "8 Миллиметров" (1999)

Главный герой даже не говорит жене, что расследует убийство, потому что не хочет посвящать её в эту «грязь». Он постоянно отвечает уклончиво, а в опасной ситуации просит жену и дочь немедленно уехать из дома в съёмное жильё. Мне кажется, что Том перебарщивает, и подобная загадочность выводит из равновесия ещё больше, знание. Да, необязательно было делиться с женой всеми подробностями расследования, но можно же было рассказать общими словами.

Кадр из фильма "8 Миллиметров" (1999)
Кадр из фильма "8 Миллиметров" (1999)

Примечание: Как человек, знакомый с творчеством группы "Danzig", пусть и поверхностно, я обратила внимание на плакаты с этой группой в доме маньяка. Интересно, почему режиссёр выбрал именно "Danzig" любимой группой маньяка…

Оценка:
5 из 10.

Из просмотренных фильмов Джоэла Шумахера мне больше нравятся «Пропащие ребята» (1987) и «Призрак оперы» (2004).

Возвращаясь к теме из начала отзыва: психологи всё же считают, что чаще у маньяков действительно либо были психические травмы в детстве, либо психические отклонения с рождения. Я предполагаю, что маньяк из фильма — это второй случай.