Песни певиц Мунка «Смотри в оба» и Аники «Criminal» (в разных версиях и на разные лады) после просмотра могут засесть в у вас в голове, и это создает практически готовое R&B-руководство к действию. «Смотри в оба криминал» — сложившаяся фраза про эскейпистски настроенных зрителей, склонных к стокгольмскому синдрому и поиску сильных впечатлений на экране, причем в регулярном порядке. Два сериала, о которых сейчас много говорят — «Убить Риту» и «Слово пацана. Кровь на асфальте» — должны удовлетворять эту тоску. Сегодня поговорим о «Рите», там простейшие инстинкты зрителя задействованы все же несколько меньше
Текст: Александр Кондуков
«Третий день смотрю сериал, кайфую и бухаю», — пишут в комментариях под песней-открытием сериала «Убить Риту» — «Criminal» Аники. Про то, кто такая эта певица, мы не так давно рассказывали (тут довольно подробно про поэтику и ориентиры), но мы напомним, что именно так, как она, выглядит феминитив альфа-лейбла Gazgolder — зареванная девушка с трудной судьбой, которая, вероятно, может пить водку глотками и смотреть канадский сериал «Ее звали Никита» или фильм Люка Бессона на ту же тему, виртуально накладывая чистильщиков и девушек-убийц с трудной судьбой — как маску — на свою и без того многоступенчатую биографию.
Режиссер «Убить Риту» Мария Агранович свою идеальную «бессоновскую» героиню уже однажды искала в картине «Люби их всех» с Аленой Михайловой. Как водится у русских режиссеров, названия картин ученицы Владимира Хотиненко Агранович напоминают рабочие титулы рейтинговых телешоу в период их утверждения советом из вечно разгневанных (без стимуляторов дела обычно делаются не так споро) продюсеров. Герои в этих фильмах тоже говорят обычно соответствующе — как и все персонажи лент отечественного производства. Чуть-чуть натужно, всегда со значением, с легким нажимом, как в состоянии кокаиновой бычки. Это фирменный язык российского кино — вы его в целом узнаете, если даже закроете свои глаза.
«Убить Риту» — сериальный проект, который чисто по названию отсылает к Квентину Тарантино («Убить Билла»), по роду деятельности главной героини к другому символу криминального кино — сериалу «Во все тяжкие», по запутанным и легким отношениям девушки с молодыми и не очень людьми вперемежку с синяками на лице и других частях тела — к миру мизогинии Люка Бессона.
У Бессона все персонажи женского пола всегда немного Жанны Д'Арк (даже Ангел-А), он любить их мучить, а также ценит образ чистильщика, который убирает следы при помощи разнообразных химикатов. В «Убить Риту» эту работу в главной роли, например, ведет Евгения Борзых их группы СБПЧ, обладательница слегка утиного профиля, и время от времени актриса.
«Убить Риту» — это проект-удача для сервиса Premier. Сериал пока еще остается довольно горячим и является зрелой альтернативой для тех, кто хочет посмотреть условный российский tv-series-продукт для условного понимания, что в этом пестром мирке вообще происходит, и не хочет смотреть «Слово пацана» Жоры Крыжовникова, самый обсуждаемый проект зимы. Там в целом достаточно одной серии, чтобы понять, надо вам это или нет. Для тех, кто в детстве смотрел фильмы типа «Стеклянного лабиринта», «Меня зовут Арлекино», «Авария — дочь мента», «Катала», «Луна-парк» весь этот софт-снафф Крыжовниква — пройденный этап. И он удовлетворяет низменные желания зрителя (если хотите пойти дальше в этом — добро пожаловать в мир французского хоррора, например, там все повеселее и людей не так жалко)
В «Рите» саундтрек, в песенной части спродюсированный представителем Gazgolder Леваном Авазашвили, серии к пятой немного выносит мозг (это же не «Убивая Еву» с его бибисишным бюджетом, тут на много треков денег не хватит). Но во всем остальном сериал Марии Агранович — вполне эскейпистский easy watching, который стоит смотрет все-таки с чуть приглушенным звуком. А все потому что простимулированные актеры используют каждую секунду, чтобы запомниться зрителям, покрикивают и из-за этого, кстати, иногда кажутся «сериалом в сериале» — именно так можно увлекательно — как за диковинным экзотическим животным — наблюдать за злодеем Вольтером в исполнении Александра Мизёва. Такой выразительный мужчина не пропадет — можно и в ленту к Бессону, и в клип группы Shortparis.
В комментариях зрителей «Убить Риту» обычно беспокоит, что главная героиня, которую тут время от времени называют еще и рыбкой, опустошает бутылочки с водкой и ведет себя как нимфоманка (то есть оказывается в постели с теми, с кем хочет). Ведущие себя примерно также мужчины, работающие в режиме «агентов 007», никаких вопросов похожего толка в целом не вызывают. Как и вкусы мужчин из сериала, которые в некотором роде иллюстрирует пурпурный кадр из работы Агранович чуть ниже.
Кстати, голос, которым озвучены измышления Риты в формате фильм-нуар за кадром, принадлежит именно Марии. Очередное постмодернистское решение продюсеров, которые таким образом решили сделать из Агранович небольшой культ. Это уже в духе дидактического выхода Скорсезе в финале его последней работы «Убийцы цветочной луны» — тренд был прочувствован.
По поводу «Убить Риты» можно вспомнить еще один телесериал, который идет прямо сейчас, — это пятый сезон «Фарго», построенный вокруг такого понятия как «midwestern nice», оправдывающего любые выходки героев в кадре. Простыми словами это «пассивно-агрессивное поведение» в духе персонажей романов Достоевского, так что нет ничего удивительного, что большая часть сериала «Убить Риту» развивается в Санкт-Петербурге. Так что можно называть настроение телесериала как «Saint Petersburg nice» — пассивно-агрессивный флоу из Санкт-Петербурга, в котором жители чтут и местную культурную значительность, и бандитские традиции, которые будоражат кровь и дарят памятные воспоминания о программе «600 секунд».
Возвращаясь к «Фарго», еще раз подчеркнем, что Мария Агранович неким рыбьим чутьем ловит мифологемы современных сериалов — главную героиню у нее называют в кадре рыбкой (хотя надо бы «акулой» — чтобы в духе девяностых-нулевых), а в американском проекте Ноя Хоули столь же опасная женщина Дот, которую нарекают «тигрицей», становится кошмаром для семейства Лайон (Львовы). То есть сейчас в моде сериалы, состоящие из хроник охоты за людьми, — эскейпистских сафари, которые могут подарить здоровую альтернативу бурным страстям, которые обычно случаются в офисной тиши у зрителей, где кугары и прочие рыбки всегда ждут добычу.
Заметим, что как и «Убить Риту», пятый сезон «Фарго» начинается со школы. А конкретно — с заседания школьного совета, которое перерастает в гротескную сцену насилия. Так выглядит микрокосм конца XX и начала XXI века, когда вспышки гнева и садизма вписаны в обыденность («Слово пацана», изучающее школьные нравы, тоже как раз об этом). Поведение безжалостных капиталистов, которые распоряжаются судьбами людей, а также коррумпированных чиновников из сериалов — тоже проекция школы жизни. Люди в сериальном продукте — пороховая бочка, нужно лишь поджечь.
Так что с «Ритой» все окей — она замечательно вписана в историю поп-культуры. В нашем мрачном настоящем сериалы все еще находит новые способы исследовать, что значит быть российским учителем или школьником, которого заставляют играть по тоталитарным правилам игры. При этом используется не сложный язык метафор, а лобовая атака — примерно как в романтических триллерах типа «Леона», где поведение персонажей тоже было своего рода терапией для зрителей, искавших смыслов и разрядки.
#убитьриту #сериал #русскиесериалы #сериалы #борзых #premier