Судя по заявлениям министра иностранных дел Сергея Лаврова, дни членства России в ОБСЕ сочтены. Из-за попыток Запада использовать организацию в своих эгоистичных целях происходит полная деградация всего того, что было создано в трёх измерениях безопасности — военно-политическом, экономическом и гуманитарном. По мнению Лаврова, в ходе заседания западные страны были заняты какими-то мелкими дрязгами, а не выруливанием из той кризисной ситуации, в которой оказалась на сегодня организация.
Символично, что заседание глав внешнеполитических служб стран ОБСЕ в Скопье совпало с уходом из жизни мастодонта американской политики, экс-госсекретаря США Генри Киссинджера. Его нельзя было назвать другом России, но президент Владимир Путин в своих соболезнованиях выделил прагматизм политика, который позволил добиться разрядки международной напряженности и выйти на важные советско-американские договорённости, а они, в свою очередь, положительно сказались на укреплении глобальной безопасности. Он исходил из того, что Россия является важным элементом в новой системе глобального равновесия и что баланс между Россией и США укрепит стабильность в мире.
В мае прошлого года в Давосе Генри Киссинджер призывал к переговорам между Москвой и Украиной, пока не усугубились "потрясения и напряженность, которые будет нелегко преодолеть". Он предостерегал, что попытки Запада нанести "сокрушительное поражение российским силам на Украине" будут иметь катастрофические последствия для долгосрочной стабильности на европейском континенте. Однако к советам "внешнеполитического гуру" не прислушались, более того, влиятельные "ястребы" заставили его впоследствии отказаться от чересчур "миролюбивой" позиции.
В своих недавних выступлениях Сергей Лавров попытался раскрыть, по каким причинам Запад не хочет играть по-честному, соблюдая согласованные ранее принципы неделимости евроатлантической и евразийской безопасности. Цель Запада проста и цинична — продолжать снимать сливки с глобальной политики, экономики и торговли, обеспечивать собственное благополучие за счет других. Он всеми силами пытается удержать остатки своего доминирования, прибегая при этом к откровенно неоколониальным методам, вызывающим отторжение Мирового большинства. Совет Европы и ОБСЕ задумывались как площадки для широкого взаимоуважительного общеевропейского диалога, но в итоге их навязчиво превращают в придатки Евросоюза и НАТО, в сугубо маргинальные структуры. Говоря об украинском кризисе, Лавров заметил, что неонацистский режим в Киеве стал инструментом нанесения России "стратегического поражения на поле боя" в интересах Запада. "Появилась задача наказать Россию за то, что она посмела не позволить американцам творить беспредел на своих границах, на своих исторических землях".
Один из редких последователей прагматичной политики Киссинджера в США, профессор Джон Миршаймер возлагает на Запад главную ответственность за украинский кризис. Он считает вполне логичным и понятным тот факт, что Россия видит угрозу своей безопасности в расширении НАТО на Восток и не желает "западного бастиона перед своими дверями". Стремление американского руководства втянуть в Североатлантический альянс Грузию и Украину Миршаймер посчитал опасной провокацией. "Для России это угроза экзистенциального характера. Для неё это просто неприемлемо". Проблема не в "экспансионистских устремлениях Путина", как пытаются убедить людей на Западе, а в стремлении Америки и её союзников нанести России унизительное поражение. Если Запад не образумится и продолжит поднимать ставки в данной гибридной войне, последствия могут быть самыми непредсказуемыми.
Читайте по теме: Конец помощи США: на Украине наступит мир, когда янки займутся собой