Найти в Дзене
газета "ИСТОКИ"

В небе над Хинганом

Он родился в то тревожное время, когда только-только угасло пламя Гражданской войны. Дети 20-х годов взрослели рано: в большой крестьянской семье каждая пара рук на счету. И Саша Мельников, как и сотни его сверстников, помогал родителям заготавливать дрова и сено, управляться по хозяйству, растить хлеб.

Его отец служил личным интендантом командарма Буденного в легендарной 1-й Конной армии. И долгими зимними вечерами мальчонка, затаив дыхание, слушал отцовские рассказы о походах и рейдах прославленной конницы по тылам врага. Как самую ценную реликвию в семье хранили почетный именной клинок, подаренный знаменитым командармом Мельникову-старшему за бесстрашие и отвагу.

Позже, когда Саша подрос, он часто приходил с отцом в парк к скромному обелиску среди густых кустов цветущей сирени. Здесь, в братской могиле, покоились останки воинов-красноармейцев, похороненные его отцом.

К началу Великой Отечественной войны Александру Мельникову исполнилось всего 15 лет, и поэтому на фронт он попал лишь осенью 1943 года. Начинал свой боевой путь Александр в Уфимской военно-воздушной школе пилотов.

Первый полет… Его не забыть. Редкое по силе ощущение высоты, своей слитности с боевой машиной. Фюзеляж, стабилизатор, кабина – их не было, был самолет, подчиненный воле и разуму молодого курсанта.

А дальше фронтовые дороги привели его на Дальний Восток. Здесь в составе 291-го полка 12-й воздушной армии он вступил в бой с врагом.

Война с Японией была непродолжительной. 9 августа 1945 года войска Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов при взаимодействии с Тихоокеанским флотом и Краснознаменной Амурской флотилией преодолели упорное сопротивление противника и расчленили Квантунскую армию на отдельные части. Советские танковые корпуса могучим тараном словно раскроили Маньчжурию надвое. В Мукдене, Порт-Артуре, Харбине, Гирине высадились боевые десанты советских воинов. Преодолев безводные степи Монголии, форсировали неприступный Хинганский хребет и вышли на побережье Желтого моря.

Аэродромы, взлеты, посадки – сколько их было за это время! Их 3-я разведэскадрилья вела наблюдение и держала под контролем мосты и склады, железные дороги и другие объекты стратегического назначения, прикрывала с воздуха прохождение наших колонн и пехоты.

Большой Хинган – это хребты, отроги и скалы, громоздящиеся в чудовищном хаосе. У подножия этих скал обрываются звериные тропы. Цепкая степная трава, стелющаяся на сотни километров, отступает перед неприступностью каменных глыб. Большой Хинган – это царство камня, дождя и ветров.

Мельникову до сих пор памятен тот путь через Хинган, когда их штурмовики ИЛ-10 сопровождали ночное прохождение танковых колонн. Когда в зыбкой утренней дымке внизу проступала чужая земля – вздыбленная, сумрачная, враждебная. Воздух содрогался от разрывов и стрельбы, эхо долго перекатывалось по горным ущельям.

За мужество в тех боях Александр Александрович Мельников был награжден орденом Отечественной войны и медалью «За победу над Японией».

2 сентября 1945 г. Япония капитулировала. А для сержанта Мельникова служба продолжалась еще целых шесть лет.

В 1951 году после демобилизации приехал в молодой башкирский город Кумертау. Долгое время работал машинистом экскаватора в разрезе. Вдохновленный таежной романтикой, ездил в Сибирь строить Саяно-Шушенскую ГЭС. Затем, вернувшись в Башкирию, строил Нугушское водохранилище.

…Я держу в руках его боевые награды, листаю семейные альбомы и вижу перед собой простого русского солдата, прошедшего всю войну.

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!