Недавно мы писали о транспортировке почты по железным дорогам. Если пропустили, то приглашаем прочитать материал — тут. Сегодня подробнее поговорим о почтовом вагоне, представленном в нашем Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге.
Почтовый вагон С.З. 558 в Музее железных дорог России
В 1901 году Русско-Балтийский вагоностроительный завод получил заказ на постройку 14 вагонов для перевозки почтовой клади весом до 600 пудов для линии Самара — Челябинск и 5 вагонов для линии Москва — Курск — Харьков. К этому времени был разработан новый тип четырёхосных пассажирских вагонов с длиной кузова 18 метров и тележками Пульмана — его инженеры Русско-Балтийского вагоностроительного завода взяли за образец. Заказ на почтовые вагоны был выполнен к 1902 году.
Планировка этих почтовых вагонов послужила образцом для разработки в 1927 году вагонов с длиной кузова 20 метров и тележками Фете, а также для сменивших их почтовых вагонов с длиной кузова 20,2 метра.
В дальнейшем эти вагоны были модифицированы — был изменён профиль крыши и увеличены кладовые за счёт упразднения открытых тормозных площадок. При этом вагон лишился ручных тормозов. Но дальнейшая модернизация, которой подвергались подобные вагоны, этот обошла стороной.
При реконструкции, проведённой в два этапа между 2013 и 2018 годами, вагону был возвращён первоначальный внешний вид — с двумя тормозными площадками.
Характеристики вагона С.З. 558
Кузов вагона классической деревянной конструкции снаружи обшит железными листами. Естественная вентиляция реализована при помощи крышевых вентиляторов системы Крицкого.
По концам кузова располагаются отделения для хранения почты, а в середине — вход в вагон, канцелярия, место для почтальона, отопление и уборная.
Канцелярия оборудована удобной и практичной мебелью. Здесь есть дубовые столы и стулья с мягкой прослойкой, настенные ящики для сортировки корреспонденции. Для отдыха предусмотрено спальное место.
В вагоне предусмотрено пароводяное отопление. Для этого установлена печь, которую обслуживал почтальон. Для него рядом с печью предусмотрены сидение, настенный ящик и узкая откидная койка.
На боковых стенках вагона размещались почтовые ящики — по два с каждой стороны. Их отверстия для корреспонденции располагались на двух уровнях, чтобы вкладывать отправления было удобно как с низкой, так и с высокой платформы. Почтовый вагон принимал письма в местах остановок. После сортировки письма доставляли до указанной станции, где их передавали в местное почтовое отделение.
Плавный и мягкий ход вагонам обеспечивали тележки с двукратным подвешиванием системы Пульмана.
Вишнёвый цвет был стандартным для почтовых вагонов того времени. А надпись «С. З.» означает «Самаро-Златоустовская железная дорога» (тогда такие обозначения называли «фирма дороги»).
Технические характеристики вагона:
- Рама: металлическая, усиленная шпренгелями.
- Кузов: деревянный.
- Длина кузова: 18 метров.
- Вес перевозимой клади: 9,8 тонн.
Интересные особенности почтового вагона
Встроенный умывальник. Уборная, расположенная в отдельном помещении, имела сравнительно небольшое пространство. Поэтому умывальник был выполнен складным и убирался в нишу под зеркалом. Но для того, чтобы открыть дверь, умывальник следовало снова сложить. Кран имел шарниры и складывался вбок, а раковина поднималась вверх, и при этом происходил слив воды.
Свечное освещение. При постройке вагон был снабжён свечным освещением. Хотя в начале XX века часть пассажирских вагонов в России имела газовое или электрическое освещение, но газовое освещение могло использоваться только на линиях, где имелись хранилища газа, а использование электрического освещения в те времена, как правило, предполагало наличие в электростанции в составе поезда. А вагоны почтового ведомства для казённых дорог должны были иметь возможность эксплуатироваться на различных линиях и в различных поездах.
Световой фонарь на крыше вагона. В светлое время суток дополнительное освещение канцелярии давал световой фонарь на крыше.
Воспользуйтесь исторической «железнодорожной почтой» в нашем музее
Все посетители Музея железных дорог России могут воспользоваться исторической «железнодорожной почтой». Например, можно отправить открытку, вложив её в окно для писем на внешней стороне почтового вагона, как это делалось ещё в начале XX века, или воспользоваться вокзальным почтовым ящиком в сувенирном магазине музея.
Сам же почтовый вагон С.З. 558 доступен для всех посетителей музея. Ждём вас в гости! Билеты и подробную информацию можно получить на нашем сайте.